Наталья Ильченко
Реализация программы кружка «Мукасолька» для развития мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Реализация программы кружка «Мукасолька» для развития мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста
У человека в начальном периоде жизни, в детстве, моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Мелкая моторика не является безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требует специального развития. Учеными (Н. А. Бернштейн, И. С. Лопухиной, И. М. Сеченовым) было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев и кистей рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. А это основное условие успешного обучения ребёнка в дальнейшем.
Публикация «Реализация программы кружка „Мукасолька“ для развития мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Мука. Свойства муки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Развитие моторики руки – это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию. Тесто – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется в художественном конструировании. Особенно привлекает средний дошкольный возраст возможность самим создавать такие поделки из теста, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
В силу актуальности проблемы и ее решения в нашем детском саду реализуется программа кружка «Мукасолька». Занятия организованыв соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО).В основу рабочей программы по тестопластике были положеныметодические рекомендациипо лепке с дошкольниками Лыковой И. А., которая представляет вариант реализации вариативного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, указывает на интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Так же в помощь используются журналы «самоделкин», «коллекция идей» и пособие А. Багрянцевой «Зоопарк из пластилина».
Программа реализуется через непосредственно образовательную область в соответствии с расписанием данного учреждения.
Цель программы. Развитие мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста средствами тестопластики
Задачи программы :
• способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии;
• показать детям способы создания поделок из теста, и применение их в различных видах деятельности;
• пробудить интерес к искусству тестопластики;
• стимулировать проявление инициативы, самостоятельности детей для создания поделок в детском саду и дома;
Работа с соленым тестом ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей :
умение слушать и воспринимать устную инструкцию воспитателя;
принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
развитие самоконтроля и самооценки;
осознание собственных познавательных процессов.
Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Поставленные перед собой задачи я решаю с помощью таких приемов и методов как:
1. Словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, вопросы, инструкция;
2. . Наглядный: рассматривание картин, рисунков, фотографий, скульптурных изделий, показ выполнения работы (частичный, полностью);
3. Использование ИКТ;
4. Игровой: особенно эффективными приёмами являются построение игрового сюжета через всё занятие и использование сказочных персонажей;
5. Звуковой: работа выполняется детьми под музыкальное сопровождение.
Интеграция тестопластики с другими базовыми видами деятельности детей :математикой; развитием речи; художественной литературой.
Выявленные результаты реализации программы :
- повышение уровня развития мелкой моторики;
- в группе оборудован уголок «Творческая мастерская»;
- дети называют и различают основные геометрические понятия и базовые формы тестопластики;
- создают изделия, выполненными в технике тестопластики и применяют их в различных видах детской деятельности;
- организована работа с семьёй по развитию у детей среднего дошкольного возраста мелкой моторики руки с помощью тестопластики.
Итоговыйанализ результатов реализации программы идостижений у детейипроводится в мае. В течение года проводятся выставки работ.
Таким образом, лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение. Высокая эффективность работы выявлена в работе по тестопластике при реализации программы кружка «Мукасолька».