Cветлана Санникова
Реализация социально-педагогических технологий — средство образования родителей в условиях реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
В наше непростое время все государственные структуры и, к сожалению образовательные учреждения как будто бы забыли, что именно в семье закладываются нравственные основы личности. Как жить, что любить и чему учить детей - сами взрослые не могут дать себе ответ.
Последние исследования современной семьи говорят о том, что в ней остро не хватает любви и практически отсутствует процедура согласования понятий и действий.
Публикация «Реализация социально-педагогических технологий — средство образования родителей в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах
Кто-то из великих людей сказал в свое время: «Когда исчезнет любовь, перестанет существовать человечество». Из наших семей ушла Любовь: любовь мужчины и женщины, родителей и детей, любовь к дому, к Родине, к делу и т. д. Где выход из сложившейся ситуации?
Настоятель Благовещенской церкви протоиерей Александр считает семью лабораторией человеческих судеб, а педагогическая наука – главным социальным институтом человека. И действительно, родители – это первые воспитатели своего ребенка, это от них прежде всего зависит, вырастет ли под родительской крышей духовно-нравственная личность или бессовестный человек. А поэтому – родителей надо учить быть родителем!
Семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви. Основной ее функцией является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. И для этого самим родителям надо постоянно работать над собой. Родителей надо учить быть родителями. Поэтому, необходима система родительского образования.
Родительское образование – важнейшая составляющая образовательного пространства ДОУ, которая направлена на овладение родителями и детьми семейной культуры, способ воспитания духовно-нравственной личности.
С этой целью в образовательном пространстве дошкольного учреждения был разработан педагогический проект по взаимодействию с семьями воспитанников детского сада «Тепло родительского дома», в основу которого была положена социально-педагогическая технология духовно-нравственного воспитания взрослых и детей «Заповеди, правила, кодексы».
Суть технологии – разработка «писанных» и «неписанных» правил, работа с ними; процесс согласования ценностных смыслов в коллективе детей и родителей.
Цель проекта:создать условия и внедрить в образовательный процесс социально-педагогическую технологию по повышению психолого-педагогической культуры родителей в вопросах нравственно-духовного воспитания дошкольников.
Задачи проекта:
1. Апробироватьв практической деятельности технологию организации родительского образования «Заповеди, правила, кодексы».
2. Помочь родителям осмыслить основные нравственные ценности и понятия.
3. Расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников.
4. Способствовать получению родителями опыта содержательного и конструктивного мышления.
Реализация педагогического проекта «Тепло родительского дома» осуществлялась в несколько этапов. Был разработан план реализации в соответствии с этапами и сроками, продуманы мероприятия и ответственные.
1 этап – подготовительный
Цель: Разработка содержания проекта, условий для его реализации.
На данном этапе было разработано методическое обеспечение проекта, подобрана научная и методическая литература; систематизированы диагностическиеметодики по детско-родительским отношениям :
• «Опросник детско-родительских отношений» А. Я. Варга, В. В. Столина, методика по выявлению уровня детско-родительским отношений;
• анкеты «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Какие Вы родители», «Родители о своем ребенке».
• Проведено родительское собрание «Я – семья – род - народ», с целью ознакомления родителей с технологией духовно-нравственного развития детей и взрослых.
Данная технология вызвала интерес у большинства родителей воспитанников, которые впоследствии решили участвовать в реализации данного проекта.
2 этап– деятельностный
Цель: апробация и внедрение проекта в работу с детьми и родителями.
На деятельностном этапе были проведены мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителейпо вопросам нравственного воспитания дошкольников:
• родительские собрания : «Нравственные законы семьи - законы жизни «Теплый свет домашних окон»;
• консультации: «Счастье – это когда тебя понимают», «Технология семейного счастья»;
• мастер – классы: «Кодекс родительской нежности и любви», «Есть только одна великая держава-любовь», «Дом нашего счастья»;
• практикумы и тренинги: «Как правильно отказать ребенку», «Семья глазами детей»;
• проведены «Уроки семейной любви» : «Дом где есть любовт», «чтобы быть хорошим родителем…»;
• разработаны рекомендации «Радости воспитания»;
• совместно с родителями и детьми создан словарь «Добрых чувств»;
• подобраны проблемные ситуации по вопросам нравственного воспитания детей;
Разработан разнообразный наглядный материал :
• презентация «Тепло родительского дома»;
• памятки: «Педагогические условия для успешного нравственного развития детей»; «Законы нравственного воспитания в семье»; «Правила семейного воспитания», «Дети учатся жить»;
• листовки «Как надо любить ребенка», «Учимся любить», Мудрые мысли о нравственном воспитании, доме, семье», «О наказании»;
• правила «Правила семейного уклада», «Правила организации родительского труда», «Правила общения в семье».
• выпущены стенгазеты на тему: «Наш выходной день», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны», «Мой папа лучший друг».
Таким образом, на данном этапе было разработано и апробировано методическое сопровождение по реализации социально-педагогической технологии духовно-нравственного воспитания взрослых и детей «Заповеди, правила, кодексы».
3 этап – аналитический
Цель: анализ итогов работы, презентация результатов проектной деятельности,трансляция опыта работы ДОУ в методическом пространстве города и края.
Данный этап включал следующие мероприятия:
1. Сравнительный анализ психолого-педагогической диагностики взаимоотношений между детьми и родителями.
2. Анкетирование родителей с целью определения удовлетворенности проведенной работы.
3. Презентация наработанных материалов и опыта работы.
В ходе реализации проекта «Тепло родительского дома» созданы условия для организации родительского образования :
1. Разработано методическое обеспечение проекта (анкеты, диагностики, методические рекомендации, консультативный материал, наглядные пособия).
2. Создана целенаправленная система мероприятий по повышению родительского образования
3. Обобщен педагогическийопыт по реализации современных технологий взаимодействия с семьей.
4. Созданы условия для взаимодействия родителей и детей с цельюукрепления семейных ценностей и традиций семьи, возвращения ее к историческим корням.
В заключение хочется привести слова академика Д. С. Лихачева: «Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье».
Добропорядочная семья имеет свои законы по организации семейной
счастливой жизни, собственное представление о родном доме, о роли отца и матери в жизни человека. Грамотно выстроенный семейный уклад является гарантией счастливой семейной жизни, залогом успешности взрослых и детей в социуме и служит основой семейных отношений в последующих поколениях рода семьи
Внедрение современной социально-педагогической технологии нравственно-духовного воспитания в образовательный процесс дошкольного учреждения способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с детьми и окружающими людьми, и является актуальной и эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи.
Список литературы:
1. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика. М., Академия. 2005г.
2. Бачева Е. В. Словарь семейного счастья. – Пермь: Печатник, 2011. 60 с.
3. Бачева Е. В. Родной дом. [Текст] : Журнал для семьи и родительского самообразования. – Пермь: 2008, № 4,5. 2009, № 2,3. 2010, № 1. 2011, №1.
4. Бачева Е. В. Сборник ситуаций для родительского образования. Пермь, 2011г.
5. Буре Р. С. Формирование нравственно-ценностного поведения у дошкольников. Ж. Управление ДОУ, 2006, № 7.
6. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход. [Текст] : методическое пособие/О. И. Давыдова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
7. Зверева О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
8. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие. – М. : Сфера, 2008.