Людмила Иванова
Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Иванова Л. И.,
воспитатель МАДОУ «ДС «Ручеёк»
На сегодняшний день вопрос патриотического воспитания детей чрезвычайно актуален. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.
Публикация «Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре и благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно-патриотических чувств. В дошкольном возрасте формируя личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями малой родины, развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего округа, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны.
Для того, чтобы у дошкольников формировались социально значимые ценности, в образовательный процесс был включен региональный компонент. Для успешной работы в данном направлении творческой группой педагогов детского сада была разработана программа по реализации этнокультурного компонента «Родина моя - Ямал». Цель программы - формирование у детей целостных представлений о своей малой родине – Ямале – достигается посредством решения следующих задач:
- формирование представлений о родном крае, его истории и культуре;
- знакомство с бытом, трудом, культурой, народными промыслами, праздниками и обычаями коренных жителей Ямала;
- знакомство с творчеством поэтов, писателей, художников, композиторов Ямала и их произведениями;
- формирование представлений о символах города Новый Уренгой и Ямало-Ненецкого автономного округа (герб, флаг, гимн);
- формирование представления о профессиях людей, живущих на крайнем Севере;
- формирование представления детей о природных богатствах родного края, о разнообразии растительного и животного мира Ямала;
- воспитание чувства уважения к традициям и обычаям народов разных национальностей, живущих на Ямальской земле;
- формирование эмоционально – положительного и бережного отношения к красоте и богатству природы своей малой Родины.
Задачи решаются посредством следующих образовательных блоков:
I блок: «Быт и труд людей на Ямале»
Этот блок предусматривает получение детьми сведений: о родном городе – Новый Уренгой, его достопримечательностях и памятниках; о многонациональном населении ЯНАО и коренных народах, его населяющем; о традициях, обычаях, быте, игрушках, праздниках, национальных костюмах и народных промыслах малочисленных народов Севера; о профессиях и труде взрослых, живущих на Ямале.
В ходе изучения этого блока проводятся экскурсии по микрорайону, в Аркториум, беседы в центре «Моя Родина-Ямал», расположенном в холле детского сада, в рамках Клуба выходного дня вместе с родителями посещаем Праздник Народов Севера, музей и памятники города, а также смотрим фильмы и презентации о жизни и быте коренных народов Ямала.
После знакомства с памятниками и достопримечательностями города, мы сняли ролик с небольшой экскурсией по нашему городу и приняли с ним участие в межрегиональном проекте "Образовательные экскурсии по России".
II блок: «Художественное слово»
Этот блок познакомит детей с творчеством писателей родного края, литературными произведениями народов Ямала: хантыйскими и ненецкими сказками, стихотворениями, загадками и приметами. Также воспитанники познакомятся с произведениями авторов, которые писали о Севере, его красоте и величии.
В ходе реализации данного блока совместно с детьми проводим инсценировки сказок, изготавливаем атрибуты для этих сказок, читаем и заучиваем стихи ямальских поэтов, участвуем в конкурсах чтецов городского, регионального и межрегионального уровней.
III блок: «Нам Север тихо напевал…»
Содержание этого блока направлено на приобщение детей к музыкальному искусству через мелодии, песни народов Севера, музыкально-ритмические движения и игры. Воспитанники познакомятся с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен, особенностями их звучания.
В содержание образовательной деятельности включены основные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкальное движение, игра на детских музыкальных инструментах, развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального, импровизация на детских музыкальных) синтез искусств.
Данный блок реализуется музыкальным руководителем, но в группе мы тоже приобщаем детей к музыкальному творчеству народов Ямала (слушаем национальные песни, знакомим с народными инструментами).
IV блок: «Растительный мир Ямала»
В этом блоке дети познакомятся с лекарственными растениями нашего края (иван-чай, водянка, шикша, толокнянка, шиповник, брусника, черника, морошка, смородина, рябина, особенностями климата; закрепят знания о растениях, цветах и ягодах тундры, о деревьях Севера и особенностях их развития. У детей сформируется эмоционально – положительное и бережное отношения к красоте и богатству природы своей малой Родины.
При реализации данного блока используем такие приемы работы как: экскурсии в тундру, рассматривание картинок «Грибы и ягоды родного края», просмотр презентаций и видеофильмов, совместно с родителями изготавливаем тематические альбомы, заготавливаем гербарий.
V блок: «Животный мир Ямала»
В данном блоке дети познакомятся с животными (норка, лемминг, песец, полярный волк, бурундук, лось, северный олень, росомаха, птицами (гагара белоклювая, куропатка белая, полярная сова, кулик-воробей, кедровка, стерх, рыбой (осётр, ряпушка, муксун, щёкур, пыжьян, корюшка, елец (чебак, язь, нельма, налим) обитающими на Ямале, их внешним видом, характерными особенностями, средой обитания; расширят и углубят знания о знакомых животных (лиса, белка, волк, гуси, щука, окунь, закрепят их. У детей сформируется бережное отношение к обитателям живой природы.
При реализации данного блока используем такие приемы работы как: экскурсии в ДЭС, Аркториум, просмотр альбомов о животных, рыбах и насекомых Ямала, изготовление кормушек и корма для зимующих птиц, участие в акциях.
Данные блоки охватывают все образовательные области и помогают сформировать представления о малой родине. В группах и рекреациях детского сада оформлены центры по нравственно-патриотическому воспитанию, где расположен различный материал по ознакомлению детей с историей, традициями, быта народов Ямала, символикой города Нового Уренгоя.
Но сегодня я хотела бы немного остановиться на том, каким образом, я, как педагог подготовительной группы, реализую блоки и, соответственно, программу по формированию этнокультурного компонента.
Испробовав различные методы и технологии, я пришла к использованию технологии ментальная карта или интеллект карта. Автор данного метода Тони Бьюзен - британский психолог. Так что такое ментальная карта - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Почему я решила остановиться на данной форме работы? Потому что ментальные карты – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы, а еще такая карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия, помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, легка в работе, не требует длительной подготовки и большого количества материала, а также помогает формированию навыка последовательности своих действий с помощью визуализации и воспитывает у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательных отношений.
Данная карта оформляется для каждого блока отдельно. В начале учебного года мы начинаем ее заполнять и по мере изучения той или иной темы дополняем. Карта заполняется детьми с помощью педагога.
Итак, как мы создаем карту:
1. лист бумаги располагаем горизонтально;
2. главную тему (в нашем случае название блока «Быт и труд на Ямале») обозначаем в центре листа;
3. от главной темы с помощью разноцветного выделения рисуем линии – ветви, каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы, затем добавляем символы, иллюстрации и стрелочками показываем связи между понятиями.
Карта дополняется настолько, насколько это необходимо для раскрытия темы и интереса и фантазии детей.
Своё выступление я хотела бы закончить словами В. А. Сухомлинского, которые как нельзя точно отражают специфику и суть работы воспитателей по патриотическому воспитанию детей : «Красота родного края, открывающаяся благодаря фантазии и творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».