Юлия Федосеева
Реализация регионального компонента через патриотический проект «Казачья культура — наше наследие»
▼ Скачать +Заказ
Тема проекта: «Казачья культура – наше наследие».
Актуальность.
В последнее время с новой силой возрос интерес к казачеству: истории, культуре, традициям. Актуальность поднимаемого вопроса обусловлена той значимостью, которое современное казачество России приобретает как полноправный приемник лучших традиций государственности и служения Отечеству, выработанных на протяжении многих веков и десятилетий существования казачьей общности. Донести до воспитанников представления о родном казачьем крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка историко-культурные, географические, природные особенности, показать всё, что свято чтут люди, тем самым зародить в детских сердцах искорку любви к своему народу, к малой и большой Родине.
Публикация «Реализация регионального компонента через патриотический проект „Казачья культура — наше наследие“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
В связи с тем, что проблема воспитания у детей дошкольного возраста любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, передо мной встала задача, помочь своим воспитанникам открыть малую Родину через проект «Казачья культура – наше наследие».
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы.
Родители детей (законные представители).
Воспитатель.
Цель проекта: формирование целостного представления об исторических и духовно – нравственных традициях Донского казачества.
Задачи:
- формировать знания по истории и культуре казачества;
- создавать условия для ознакомления детей с культурой и бытом казаков через дидактические игры с региональным компонентом;
-развивать речевой потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций, бытующих у казаков;
- прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.
- воспитание духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических чувств, уважения к культурному и историческому прошлому нашей малой Родины.
Вид проекта: нравственно-патриотический.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Формы реализации проекта: совместная организованная деятельность с детьми. Работа с родителями.
Связь с другими видами деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом:
Реализация проекта осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
В ходе подготовительного этапа, были созданы все необходимые условия для успешной реализации проекта, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Работа с детьми в ходе основного этапа строилась на основе интеграции содержания всех образовательных областей и использовании разнообразных форм организации детской деятельности.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Беседа «Жилище, одежда и предметы быта.», с использованием игровых реалистических макетов, способствующих социально-бытовой ориентировки, нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию детей.
Закрепить знания полученные, во время беседы ребятам помогла дидактическая игра с региональным содержанием «Одень казака и казачку», которая способствует формированию представлений у детей: об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях, формированию умения подбирать комплект одежды.
С целью развития духовно- нравственных качеств и приобщения к истокам Донской культуры, проведена беседа «Конь – верный друг казака» с использованием ИКТ.
Образовательная область «Речевое развитие».
Казаки – известные острословы,
и именно слово – тот «груз, который
в пути не тянет и плеч не набивает,
а душу согревает, а то и спасает»,
так говорили казаки.
Фольклор, литература и искусство помогли нашим воспитанникам развить речевой потенциал и передать художественные традиции, бытующие у казаков.
С предметами, играющие важную роль в жизни донских казаков ребята познакомились через настольную игру «Лото «Донское казачество».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
С флагом, главным символом донского казачества, с историей появления и значением его цветов, ребята познакомились в ходе беседы «Горжусь тобой, мой флаг, казачий!» и дидактической игры «Собери флаг», направленных на формирование патриотического сознания и любви к малой Родине.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Казачьи игры, основанные на быте и традиции, не только позитивно воздействуют на физическое и духовное развитие детей, но имея многовековую историю, способствуют познанию традиций казачества в игровой форме.
Игра «Скачем на коне».
Казачий край издавна славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, из которых можно понять, как жили и отдыхали наши предки.
Игра «Заря-зарница».
Самобытная казачья игра «Перетяни палку» ориентирована на приобщение воспитанников к историко-культурным традициям казачества.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Средь Донских степных полей.
И Кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут,
Казаки давно живут.
Николай Дик.
Жилище казаков обладает этническими, региональными особенностями, с которыми ребята познакомились на интегрированном занятии по продуктивной деятельности – аппликация «Казачий курень с соломенной крышей».
Самобытной и особенной культурой, отражающей яркий и горячий темперамент казаков, является казачья кухня. Среди многих блюд, популярны у казаков и вареники, которые ребята «готовили» на интегрированном занятии по лепке «Вареники с вишней – любимая еда казаков».
Подлинным товарищем, можно сказать, членом семьи, от которого зависел не только успех, но и сама жизнь казака, стал конь.
Знания о нём полученные во время проекта, ребята закрепили методом нетрадиционного рисования – отпечатком штампа.
Совместная деятельность воспитателя и родителей:
Для ознакомления родителей с символами казачества, оружием, одеждой, укладом и заповедями казака представлена наглядно – стендовая информация – папка – передвижка «Донское казачество».
Совместная деятельность родителей и детей:
Родители и дети стали на время творцами и сделали замечательные поделки к проекту, которые заняли свое место не только на выставке, но и стали наглядным пособием для проведения бесед по теме «Казачье подворье»
III этап — заключительный.
Итогом проекта стало:
1). Выставка семейного творчества «Казачий край – дом наш».
2). Трансляция педагогического опыта через средства массовой информации.
3). Развлечение «Казак без службы, не казак».
Результат:
Участие в проекте дало воспитанникам возможность проявить любознательность и активность, а постепенное и дозированное погружение детей в мир казачьей культуры, традиций и обычаев позволило обеспечить оптимальные условия для формирования у них, гражданско-патриотических чувств, уважения к культурному и историческому прошлому нашей малой Родины.
Проект позволил задать вектор воспитательного процесса и определить основные формы, средства и методы работы с детьми в семье по вопросу нравственно – патриотического воспитания. Повысить компетентность родителей в данном вопросе.
Проектная деятельность способствовала воспитателю развить креативность, повысить профессиональную компетентность, и как следствие успешно раскрыть потенциал воспитанников и укрепить связь с семьёй.