Ирина Назарова
Реализация психолого-педагогического проекта «Будущий школьник»
▼ Скачать + Заказать документы
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребенка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов.
Публикация «Реализация психолого-педагогического проекта „Будущий школьник“» размещена в разделах
Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребенка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л. А
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель проекта : создание психолого-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития, способствующего успешной адаптации к школьному обучению, включающего следующие аспекты:
мотивационный - воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста;
произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
формирование у детей учебной мотивации; развитие познавательной, эмоционально-личностной, коммуникативной сфер ребенка с учетом требований;
развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);
развитие творчески активной личности.
Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей со сформированной психолого-педагогической готовностью к обучению в школе, повышение психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников ДОУ и повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта : 17.10.2016-26.05.2017
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, педагог-психолог, родители.
Содержание проекта построено по следующим направлениям:
1. Ознакомление с предметным окружением и с социальным миром
Углублять и расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
Формировать положительное отношение к школе;
Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.).
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д., отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги.
Дать первоначальные представления о предложении.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
3. Формирование элементарных математических представлений:
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка.
Расширять представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).
4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.
Штриховка.
Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
Практическое выполнение рисунков, узоров и т. д. в тетради в клетку.
5. Развитие основных психических функций : памяти, мышления, восприятия, внимания.
Подготовительный этап (17.10.-28.10)
Основное содержание:
Выявить уровень психолого-педагогической подготовки детей к школе.
Разработать рабочий план по реализации основного этапа проекта.
Методы и формы реализации :
Методика «Экспересс-диагностика готовности к школе» (авторы Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова)
2. Основной этап (01.11-30.04)
Основное содержание:
Реализация рабочего плана проекта.
3. Заключительный этап (01.05.- 26.05)
Основное содержание:
Выявить уровень психолого-педагогической подготовки детей к школе.
Анализ результативности проекта;
Викторина для детей «К школе готов!»;
Анализ и распространение педагогического опыта.
Проект является совместным с воспитателями подготовительной группы.
Воспитателями была проведена целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка, просмотр мультфильмов на тему «Школа», рассматривание картин о школьной жизни, создана библиотека о школе, рисование на тему «Моя школа», организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники», Л. Воронковой «Подружки идут в школу», С. Маршак «Первое сентября», лексин «Первый день», Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи», Маршак «Кот - лодырь», Барто «В школу».
В ходе реализации проекта педагогом – психологом были проведены такие игры и упражнения на:
Развитие логического мышления «Какой квадрат подходит в пустую клетку», «Что на пустом месте?», «Найди, что подходит?», «Чья тень?»;
Развитие зрительного внимания и мелкой моторики «Найди отличия», «Пройди лабиринт», «Сколько треугольников на рисунке?», «Сколько квадратов на рисунке?», «Найди все предметы, которые спрятались на рисунке»;
Развитие слуховой памяти «Каскад слов»;
Развитие памяти «Запомни картинки», «Найди такой же», «Покажи предмет, которого не было»;
Развитие способности устанавливать закономерность «Бусы»;
Развитие мышления и воображения «Дорисуй фигуры», «Что вначале, что потом?»;
Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать «Четвертый лишний»;
Развитие способности устанавливать закономерность «Продолжи ряд», «Бусы»;
Обучения навыкам анализа и рассуждения «Что перепутал художник?», «Подходит - не подходит», «Что не так и почему?», «Волшебное зеркало»;
Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания «Корректурные пробы», «Расставь знаки в соответствие с цифрами», «Зачеркни рисунок (букву»);
Знакомство и узнавание основных эмоций человека: радость, счастье, злость, обида, страх, удивление, испуг, стыд.
Так же уделялось много времени по развитию мелкой моторики руки: раскрась по образцу, рисование по точкам фигур, дорисуй картинку, соедини линии по пунктирам (симметрия, раскрась картинку в соответствии с цифрами, задание по развитию мелкой моторики (штриховка, рисование внутри больших фигур постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленьких – постепенно увеличивающиеся, узнавание и раскрашивание геометрических фигур определенным цветом
Для родителей приготовлена Папка-передвижка «Что включает готовность к школе», буклет «Готовим ребенка к школе», «Основные факторы риска в предшкольный период», «Основные психологические особенности будущего первоклассника», Буклет «Игры на развитие памяти, внимания, мышления для детей 5-7 лет».
Мониторинг показал:
На начало проекта обследовано 13 детей подготовительной группы (100% выпускников).
к школе вероятно ГОТОВЫ. 2детей – 15%;
Готовы УСЛОВНО: 7 детей 55 %.
Вероятнее всего НЕ ГОТОВЫ: 4 детей – 30 %;
Диаграмма 1. Результаты обследования психологической готовности к обучению к школе на начало проекта и на конец по методике “Экспресс-диагностика готовности к школе” автор Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В.
Наиболее высокие результаты дети показали умения детей объяснять смысловые ошибки изображения, ориентировка в пространстве. Все дети знают геометрические фигуры и могут ими оперировать.
Таким образом, после реализации проекта у детей наблюдается средний и высокий уровни интеллектуального развития, умственной работоспособности, психоэмоциональной зрелости, достаточно развиты способы познавательной деятельности, предпосылки учебной деятельности. Дети имеют определенный запас знаний об окружающем мире, ориентируются в различных ситуациях, умеют контролировать свои действия. У них сформировано положительное отношение к школе, позиция «Я»- школьник.