Ирина Аксёнова
Реализация проекта по финансовой грамотности «Гномики экономики» в рамках ООП ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Гномики экономики»
Цель проекта : формирование первичных представлений о финансовой грамотности у дошкольников в условиях ДОУ
Вид проекта : познавательно-игровой
Участники проекта : дети, педагоги и администрация, родители
Срок реализации проекта : 1 год
Темочки:
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Образовательная область, интеграция ОО: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта
Чтобы достойно жить, человек должен обладать определенным набором навыков и знаний, которые передаются от старших к младшим. И этот набор меняется от эпохи к эпохе. В доисторические времена основной задачей людей было выжить. Для мужчин было важным обладать умениями охотника и воина, для женщины – быть хранительничцей очага. Но со временем, с развитием технического прогресса, появилась необходимость в иных знаниях и навыках, без которых человек не мог рассчитывать на более или менее благополучную жизнь.
В современных условиях, в век информатизации, дети оказываются рано вовлеченными в экономическую жизнь своей семьи, овладевая информацией на бытовом уровне. Им покупают еду, одежду, обувь, игрушки, книги, затрачиваются ресурсы. Для них работают фабрики, заводы, детские сады, школы, библиотеки, поликлиники, больницы. И чем раньше ребёнок «приблизится» к реальной жизни, научится планировать, решать экономические задачи, тем успешнее он будет в будущем.
С детства необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.
Единого определения финансовой грамотности не существует. Но если вникнуть в суть данного определения, то можно сказать, что финансовая грамотность –это совокупность знаний и навыков в области финансов, которая позволяет правильно оценивать ситуацию и принимать разумные решения; соотносить свои потребности с имеющимися возможностями;.
Финансовая грамотность для дошкольников не сводится лишь к тому, чтобы научить зарабатывать деньги. На первый план ставится экономическая культура личности. Она характеризуется такими качествами как: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать свои дела, работать в команде, доводить начатое до конца, осуждать жадность и расточительность. Без сформированности данных качеств невозможно формирование финансово грамотного человека.
Пояснительная записка
Данный проект ориентирован в доступной форме формировать у дошкольников начальные представления о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, о потребностях человека, о роли труда в жизни общества, о природных и трудовых ресурсах, профессиях. Ребёнок знакомится с экономикой семьи, узнаёт о том, как и когда появились деньги, учится разумно их тратить и объективно оценивать
свои возможности; отличать свои реальные потребности от навязанных.
когда детьми приобретается
первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не
освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,
путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает
доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его
действительности.
когда детьми приобретается
первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не
освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,
путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает
доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его
действительности.
когда детьми приобретается
первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не
освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,
путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает
доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его
действительности.
когда детьми приобретается
первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не
освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,
путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает
доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его
действительности.
когда детьми приобретается
первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не
освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,
путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает
доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его
действительности.
когда детьми приобретается
первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не
освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,
путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает
доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его
действительности.
Чем раньше дети приобретут первичные знания элементарных экономических отношений в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Очень важен для детей и пример родителей. Необходимо донести до ребёнка, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться.
В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, обучающий детей. Он должен системно, масштабно и критически мыслить, знать смежные области и умело переплетать эти области между собой.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, как раз и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей через различные формы деятельности. Главное – говорить ребёнку о сложном на понятном ему языке!
В связи со всем вышеизложенным, проект разбит на 3 блока : У каждого из этих блоков есть свои этапы и задачи. Этапы блоков проекта идут в неразрывной связи друг другом и их временные рамки могут пересекаться.
Блок «Методическая работа»
Этапы блока:
1этап – Подготовительный:
• Изучение справочной, методической и художественно литературы
• Изучение педагогического опыта, направленного на усвоение основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста
• Подбор необходимого материала, пособий и оборудования, необходимого для реализации проекта
• Разработка плана мероприятий по первому блоку проекта
2 этап – Основной:
• Создание творческой группы по разработке второго блока проекта «Работа с детьми»
• Систематизация накопленного материала в различных методических формах: консультация, мастер-класс, педсовет, семинар.
3 этап – Заключительный:
• Формирование методической базы
• Анализ работы по реализации первого блока проекта и определение перспектив дальнейшего развития проекта
• Корректировка проектных материалов
Задачи блока «Работа с педагогами» :
- Способствовать повышению уровня взаимодествия специалистов ДОУ
- Повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах формирования первичных представлени о финансовой грамотности
- Пополнить педагогическую копилку педагогов и предметно-пространственную среду.
Блок «Взаимодействие с детьми»
1этап – Подготовительный:
• Подбор необходимого материала, пособий и оборудования, необходимого для реализации второго блока проекта
• Разработка перспективного плана мероприятий по второму блоку проекта
• Создание развивающей предметно-пространственной среды по теме
• Информирование родителей о планировании проведения проектной работы с детьми
2 этап – Основной:
• Реализация и корректировка проектных мероприятий в форме совместной деятельности детей с педагогами и родителями
3 этап – Заключительный:
• Формирование методической базы
• Анализ работы по реализации второго блока проекта
Задачи блока «Взаимодействие с детьми» :
Образовательные
- Формировать первичные представления о финансовой грамотности и социально-экономических отношениях
- Познакомить с элементарными экономическими понятиями
- Расширять знания детей об истории возникновения денег;
- Расширить и активизировать словарный запас, диалогическую и монологическую речь
- Привить навыки речевого этикета и культурного поведения
- Расширить представления о профессиях, связанных с экономическими отношениями
- Учить понимать, чем отличаются потребности от желаний и возможностей
- Учить ценить окружающий мир, как результат труда людей
- Учить применять на практике полученные знания по основам финансовой грамотности
Развивающие
- Развивать интерес к основам финансовой грамотности посредством разнообразных видов детской деятельности
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансового характера посредством игровых действий
- Расширить представление детей о необходимости рационального использования трудовых, финансовых и природных ресурсов
- Способствовать развитию внимания, логического мышления
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение и разумный подход к деятельности экономического характера
- Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги
- Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие
- Формирование полезных навыков и привычек в быту
сопоставление их с возможностями бюджета семьи
Блок «Взаимодействие с родителями»
1этап – Подготовительный:
• Изучение педагогического опыта, направленного на поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребёнка
• Подбор необходимого материала и пособий, необходимых для реализации третьего блока проекта
• Создание условий для совместного (педагог-ребёнок-родитель) творческого освоения материала и личностного развития
• Выявление уровня педагогической и экономической культуры во взаимодействии с детьми
• Разработка перспективного плана мероприятий третьего блока проекта
2 этап – Основной:
• Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности детей, родителей и педагогов
3 этап – Заключительный:
• Формирование методической базы
• Анализ работы по реализации третьего блока проекта
• Презентация результатов работы с детьми
Задачи блока «Взаимодействие с родителями» :
- Активно привлекать родителей к совместной деятельности с ДОУ
- Повышать педагогическую и экономическую культуру во взаимодействии с детьми
Предполагаемые результаты:
Для детей:
-Развитие социально-нравственных качеств личности ребенка
-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и педагогами
- Формирование интереса к окружающему миру, как результату труда людей
-Развитие самостоятльности и ответственности
-Развитие мышления через решение конкретных ситуаций
-Формирование основ социально-экономических отношениях
-Приобретение первичных основ и навыков финансового опыта в быту
Для родителей:
-Участие в совместной деятельности.
-Повышение педагогической и экономической культуры во взаимодействии с детьми
Для педагогов:
-Расширение знаний в вопросах формирования первичных представлений о финансовой грамотности дошкольников
-Пополнение предметно-пространственной среды
-Повышение уровня взаимодействия специалистов ДОУ
Формы взаимодействия
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации:
С педагогами С детьми С родителями
Педсовет
Консультация
Мастер-класс
Семинар
Методически час
НОД
Беседы, обсуждения, чтение художественной литературы
Дидактические и ситуативные игры
Сюжетно-ролевые игры
Метод проблемных ситуаций
Квест-игра
Викторина
Театрализованная деятельность
Подвижные игры Анкетирование
Консультации
Родительский час
Выставка
Ярмарка
Конкурсы
Сайт
Деловая игра
Данные мероприятия отражены в календарном планировании
и затрагивают такие темы:
• Труд и результат труда
• Денежные истории
• Семейный бюджет
• Реклама: правда и ложь
• Потребности человека и ресурсы планеты
Организация РППС
Для более эффективного решения, поставленных во втором блоке задач, большое значение имеют средства обучения. Процесс экономического воспитания должен быть организован таким образом, чтобы помимо регламентированной образовательной и совместной деятельности, он мог продолжаться и в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде.
Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОУ создаются необходимые педагогические условия.
Педагогический процесс спроектирован на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основан на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребёнок – родитель».
Наиболее эффективное воспитание финансовой культуры возможно при правильной организации познавательной деятельности детей.
Заключение
Современный мир стремительно меняется, и те знания и навыки, которое были актуальны в предыдущих поколениях, не являются гарантом стабильности в нынешнее время.
Таким образом, освоение основ финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.
Предполагаемые результаты, описанные в трёх блоков проекта, были достигнуты и скорректированы. Данный проект показал свою эффективность, системность и целесообразность.