Екатерина Егоршина
Реализация познавательно-исследовательского проекта «Зеленая аптека — помощник человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Началом нашего проекта стало создание огорода на окне, дети с удовольствием и интересом наблюдали за ростом и развитием растений, с нетерпением ждали урожая. В процессе наблюдений дети узнали о пользе витаминов и о том, что некоторые растения не только очень полезны, но еще и обладают лечебными свойствами. Так у детей возник вопрос, какие именно растения являются лекарственными? Мы решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах и правильном сборе. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Зеленая аптека - помощник человека».
Публикация «Реализация познавательно-исследовательского проекта „Зеленая аптека — помощник человека“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель: расширить представление детей о растительном мире по средствам знакомства детей с разнообразием лекарственных растений города Сергача.
Тип проекта : познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный (май-август)
Участники: дети старшей группы «Знайки», педагоги, родители, социокультурные партнё ры: Департамент лесного хозяйства Сергачское межрайонное лесничество.
Объект исследования: Лекарственные растения родного края.
Задачи:
1. Дать детям знания о растениях родного края, их целебных свойствах, о правилах сбора, хранения и применения.
2. Подвести детей к пониманию особого отношения к лекарственным растениям человека, к осознанию их ценности для жизни и здоровья людей.
3. Привлечь детей к посильному участию в уходе за растениями участка.
4. Дать возможность детям, педагогам, родителям проявить творческие способности.
5. Закреплять умение отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
6. Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
7. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
8. Привлечь сотрудников Департамент лесного хозяйства Сергачское межрайонное лесничество.
Способы и средства достижения результата:
- поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к познавательной активности детей.
- организация наблюдений и исследований;
- экскурсия в аптеку;
- целевые прогулки в Департамент лесного хозяйства Сергачское межрайонное лесничество.
- наблюдения за ростом растений на клумбе, оформление альбома наблюдений;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- показ слайдов, презентаций;
- проведение дидактических игр;
- организация продуктивной деятельности детей;
- акция «Полезная ромашка»;
- оформление гербария растений, коллекции семян, пособий;
- организация выставок и конкурсов детского и семейного творчества;
- привлечение социокультурных партнеров;
- изготовление «Куклы травницы»;
- оформление клумбы «Зеленая аптечка».
Конечный результат:
- сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости;
- навыки использования этих растений в лечебных целях;
- сформировано умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности с взрослым;
- сформировано бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
- созданы продукты совместной деятельности:
-альбом «Лекарственные травы»;
- гербарий лекарственных трав;
- книга «Народных рецептов лекарственных трав и растений»;
- книга загадок, пословиц и поговорок о лекарственных растениях;
- сказки о лекарственных растениях;
- дидактические игры,
- индивидуальные творческие работы детей, коллективная работа детей, творческие семейные работы;
- подготовлены конспекты занятий, целевых прогулок, экскурсий,
-проведена акция «Полезная Ромашка»;
- изготовление «Куклы травницы»
- подготовлен диагностический инструментарий по проекту;
- подготовлена презентация для детей и родителей «Польза лечебных трав»;
- оформлена клумба «Зеленая аптечка»
Этапы реализации проекта :
Подготовительный: май
Практический: июнь-июль
Заключительный: август
Подготовительный этап:
1. Изучение источников информации к проекту : подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме. Основные пособия по Программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. 5-6 лет; Веракса Н. Е., Галимив О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет); Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет.
2. На экскурсии в Сергачском дендропарке вместе с детьми наблюдали за лекарственными растениями, произрастающими в нашей местности. В Аптеке фармацевт Петрова Ирина Михайловна познакомила с многообразием лечебных растений и их свойствами.
3. Составление плана работы над проектом;
4. Подбор наглядного материала: иллюстраций, песен, пословиц, поговорок, загадок, сказок, слайдов, презентаций для детей и родителей;
3. Разработка диагностического инструментария по проекту с проведением входной педагогической диагностики;
4. Разработка конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий с использованием современных активных методов работы с участниками проекта;
5. Выбор участка под посадку «Зеленой аптечки»;
6. Планирование взаимодействия с родителями воспитанников.
7. Оформление информации для родителей в приемной:
«Участвуем в проекте «Зеленая аптека».
8. Экскурсии в дендропарк, прогулки по экологической тропе.
Практический этап:
1. Домашняя работа детей и родителей по поиску информации о выбранном растении, изучение материала, выполнение гербария и подготовка к докладу.
2. Посадка семян и рассады календулы в группе с воспитателем.
3. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы»,
«Как заварить целебный чай».
4. Экскурсии по экологической тропе, в дендропарк.
5. Организованная деятельность с детьми:
-Занятие: «Зелёная аптека»
- Занятие - прогулки «Лекарственные растения»
- Занятие - наблюдение: «Подорожник».
- Развлечение: «В гостях у доктора Айболита».
- Оформление гербария лекарственных трав.
- Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «От какого растения часть?»
Заключительный этап
1. Доклады детей о лекарственных растениях, презентация материала.
2. Оформление совместного альбома детских работ «Зеленая аптека»
3. Проведение сравнительной диагностики.
4. Размещение на официальном сайте детского сада и персональном сайте информации о ходе реализации проекта, мероприятиях, связанных с проектом;
5. Транслирование опыта в социальных сетях, в педагогическом сообществе и общественности, участие в конференциях и семинарах разного уровня.