Светлана Шаркова
Реализация педагогических условий использования музейной педагогики в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Результаты диагностики художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента послужили основой для разработки формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа на формирующем этапе по повышению художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием музейной педагогики строилась с учетом результатов констатирующего этапа исследования и решала следующие задачи:
Публикация «Реализация педагогических условий использования музейной педагогики в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1) организация мини-музея в группе;
2) компетентность педагога ДОО по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
1 задача
В МБДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к культуре, искусству. Одна из форм ознакомления детей с искусством – организация мини-музея в группе ДОО. На базе детского сада был
создан музейный комплекс», включающий в себя мини-музеи в каждой возрастной группе.
В группе № 6, дети которой принимали участие в опытно- экспериментальной работе, был организован мини-музей «Чудо-роспись». Целью данного музея является приобщение детей к искусству, развитие художественно-эстетического потенциала детей старшего дошкольного возраста, насыщение художественно-эстетической развивающей среды, формирование начальных представлений о музее, знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Педагоги группы разработали перспективное планирование работы с детьми родителями в мини-музее по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Педагоги на педагогическом совете защищали каждый свой собственный проект по использованию музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т. п.
В процессе проведения исследования педагогами ДОО совместно с родителями были разработаны:
1) картотеки музейных экспонатов в каждой возрастной группе;
2) дидактические игры и пособия по ознакомлению с музейным изобразительным искусством;
3) содержание познавательных экскурсий по родному городу (ознакомление с памятниками архитектуры, скульптуры и др.)
4) приглашение (детский дизайн);
5) подбор коллекций (книги, декоративно-прикладное искусство: гжель, хохлома и др.);
В рамках использования музейной педагогики в художественно- эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОО используются музейные игры для детей старшего дошкольного
возраста : Н. А. Алексеева «Разноцветные прищепки», В. А. Андреева
«Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что сначала, что потом»,
«Разрезные картинки», «Ящик ощущений», И. Е Ковязина «Бродилки», Е. Ф. Романова «Круги Луллия», Т. Н. Царева «Солнышко», [3, с. 18] (Приложение 1).
Таким образом, это позволило педагогам совершенствовать образовательный процесс, расширить кругозор, воспитать познавательный интерес детей-дошкольников, приобщить ребенка к миру культуры, сформировать «образ музея».
2 задача
В целях повышения уровня компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста был разработан перспективный план повышения профессиональной компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (Табл. 9).
Таблица 9 План работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на 2018-2019 уч. г.
Сроки Форма проведения Тема мероприятий для повышения
компетентности педагогов
Август Анкетирование Выявление уровня компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию
детей старшего дошкольного возраста
Сентябрь Педсовет Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Анкетирование педагогов
Октябрь Круглый стол Использованию музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей
старшего дошкольного возраста
Ноябрь Практикум (обмен
опытом) Использование коллекционирования в работе
с детьми
Декабрь Семинар Ознакомление детей с народно-прикладным искусством. Декоративное рисование в детском саду
Январь Педагогический ринг Изучение методической литературы
«Музейная педагогика в художественно- эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Февраль Экскурсия Экскурсия в городской музей
изобразительных искусств
Март Коучинг-сессия Достижения по направлению – музейная педагогика. Формирование личности ребенка
в процессе ознакомления с искусством
Апрель Консультация Преемственность в художественно- эстетическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Трудности в работе по
использованию музейной педагогики
Май Электронная презентация Представление опыта по теме «Музейная педагогика в ДОО».
Анкетирование педагогов
Реализации представленных форм позволила: развить проектировочные умения педагогов, активизировать творческий потенциал педагогического коллектива, изучить передовой педагогический опыт других ДОО по использованию музейной педагогики в художественно- эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятие, проведенное в октябре (круглый стол, по теме:
«Использованию музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста», раскрывало следующие моменты проблемы:
1) познакомились с организацией художественно-эстетической среды;
2) определили основные элементы и требования к созданию условий по реализации программных художественно-эстетических задач, разделили обязанности;
3) назначили индивидуальные консультации по конкретным вопросам каждой возрастной группы.
В ноябре был проведен практикум «Использование коллекционирования в работе с детьми», позволяющий расширить теоретические знания и профессионально подготовить педагогов к предстоящей работе. Практикум содержал ряд практических заданий, направленных на совершенствование умения планировать и
организовывать педагогическую деятельность с детьми в данном направлении.
На практикуме предлагались следующие задания:
а) спланировать на неделю, месяц непосредственно-образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию детей в условиях мини-музея с использованием коллекционного материала;
б) показать элемент непосредственно-образовательной деятельности с использованием коллекционного материала;
в) показать самостоятельно продуманный отрывок, как в повседневной деятельности детей решают художественно-эстетические задачи через коллекционный материал.
Таким образом, подводя итог данного параграфа, сделаем следующие выводы: процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста мы осуществили, используя следующие условия : организация мини-музея в группах ДОО; для повышения компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста использовали разнообразные формы : круглый стол, семинары и т. д.
В условиях систематической работы и правильной организации образовательного процесса не только возможно, но и необходимо начинать приобщение детей дошкольного возраста к музейной культуре и изобразительному искусству. При этом неоценима роль мини-музея в образовательной организации, его возможности для приобщения к миру музейных ценностей.