Получи документы

Реализация оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник» в детском саду

Валентина Рыбакова
Реализация оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник» в детском саду

Реализация оздоровительно- воспитательной

технологии «Здоровый дошкольник».

Слайд 1

Автор технологии Егоров Баатр Борисович, кандидат педагогических наук, заместитель председателя Совета ВОО,»Воспитатели России», директор НИИ дошкольного образования «Воспитатели России».

Егоров Баатр Борисович считает, что самым важным направлением в дошкольном образовании является – реализация оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник».

Слайд 2

В основу этой инновационной технологии легли исследования Юлия Филипповича Змановского-удивительного человека, выдающегося специалиста по возрастной физиологии, педиатра, психолога и педагога. Юрий Филиппович – сформулировал термин «Оздоровительно-воспитательная работа и принципы построения этой работы».

Многолетние исследования Баатр Борисовича показали, что оздоровительно-воспитательная технология, встраивается в любые программы, реализуемые в детских садах, как комплексная, так и порцеальная.

Это направление не может замкнуто одной образовательной областью.

Использование этой технологии является одним из факторов, влияющих на качество дошкольного образования.

Слайд 3

Баатр Борисович считает, каждый день, работая в детском саду, воспитатели сталкиваются с тем, что приходят дети имеющие проблемы со здоровьем. Исследования детских садов показало, что из 100% детей, лишь 10%-17% имеют 1 группу здоровья (являются условно здоровыми) и больше 80% детей имеют проблемы со здоровьем.

Дети, приходя в детский сад, имеют проблемы со здоровьем: в 3 года – 24,5%, в 6 лет-66,6%, в 7 лет-86,4 %.

Когда родители читают статьи по этой статистики, то делают выводы, что виноваты детские сады, что там здоровьем не занимаются и т. д. Это в корне не так, это не правильный вывод.

Егоров уверен, что низкий уровень % заболеваемости на входе в возрасте 3 лет означает, что у нас низкий уровень диагностики заболевания на поликлиническом уровне. И нужно учитывать возрастные особенности детей. Ведь 3 летний ребенок не может рассказать о своем состоянии здоровья, что его беспокоит и болит. Как правило, врач спрашивает у родителей о состоянии здоровья ребенка. Он со слов родителей делает отметку в карте, и отправляет в детский сад, с отметкой здоров.

Баатр Борисович с этим в корне не согласен и считает, что воспитатели, принимающие 3 летних детей в детский сад, и начинают за ними наблюдать в группе. Они видят, что почти все дети имеют проблемы со здоровьем. Егоров считает, если условно произвести эксперимент в вашем детском саду и пригласить хороших ортопедов, которые проведут серьезные исследования детей, которые посещают ваш детский сад. В возрасте 3 лет, Баатр Борисович уверен, что больше половины детей будут проблемы с плоскостопием, проблемы с осанкой, иметь повышенный мышечный тонус т. д. Егоров убежден, что, к большому сожалению, такая же цифра и по нарушению зрения у детей. И эта цифра будет ухудшаться, потому что в жизнь сегодняшних детей вошли гаджеты.

Основные проблемы состояния здоровья детей дошкольного и пути их решения в системе дошкольного образования.

Слайд

Еще в проблемах здоровья детей являются социально- экономические условия. Чем лучше условия тем, лучше здоровье детей и наоборот.

Экологические условия

Егоров приводит пример, который озвучивал академик Яблоков на заседании ученого совета института развития дошкольного образования. Яблоков привел такую цифру. У жителя Москвы продолжительность жизни на 5 лет ниже, чем у жителя с экологически благоприятной средой.

Экологически неблагоприятная среда естественно отрицательным образом сказывается на здоровье ребенка. Если идет плохая вода с крана, то проблемы со здоровьем будут не только у взрослых, но и у детей.

Медицинские обслуживание.

Уровень медицинского обслуживания так же сказывается на качестве здоровья детей. Прежде всего это раннее выявление заболевания у ребенка.

Егоров считает, что: к сожалению, уровень выявления заболевания у детей очень низкий.

Эти три фактора - социально- экономические, экологические условия, медицинские обслуживание являются очень важными в формировании здоровья дошкольника.

Егоров Баатр Борисович, уверен, что родители являются главными воспитателями в жизни ребенка дошкольника. Другой вопрос: «Какой результат этого воспитания?», которое проводят родители в своей семье, со своим ребенком.

А здесь, как раз и появляется проблема на следующем слайде.

Слайд

Родители очень хотят чтобы ребенок был очень умным успешным, хорошо развивался. Они считают, что ребенок должен быть во всем первым, лидером ит. д. Очень много параметров вкладывают в то, каким должен быть их ребенок.

И вот здесь возникает проблема.

Какой выбрать метод воспитания, какую книжку нужно прочитать, в какой кружок отдать. Как нужно заниматься с ребенком.

Некоторые родители воспитывают ребенка по японскому методу -ребенок царь, до 5 лет ему можно все разрешать. Но, к сожалению, не до конца не соблюдают японский метод воспитания. А в нем сказано, что ребенок является царем до 5 лет, а дальше после 5 лет он становиться слугой.

Кто нибудь видел ли в нашей стране ребенка 5- 7 лет слугу? Конечно, не видели. Поэтому родители делают из ребенка царя, при этом, не ставя ему никаких ограничений, в том числе и возрастных. То есть, ребенок царь у нас до конца.

Это одна крайность, в которую впадают родители, другая глобальная крайность- это западный метод воспитания который в нашей стране победил.

Мы все воспитываем свободную самостоятельную личность, которая имеет право отстаивать свою точку зрения, всего добиваться и быть лидером и так далее. И почему то, всем родителям хочется чтобы именно их ребенок был лидером, мог отстаивать свою точку зрения, хорошо говорить, выступать. Но ведь дети все разные! Один ребенок может очень хорошо выступать, очень хорошо рассказывать стихи делать это артистично, а другой ребенок сложно вступает в контакт, а внутри он является богатым одухотворенным человеком.

Если с таким замкнутым ребенком установить контакт, он это делает с большим трудом. Это связанно с личностными особенностями.

Мы взрослые посмотрите на нас, кто -то может выступать на сцене, а кто- то нет. Кто- то может хорошо сшить костюм для выступления.

Может быть, достаточно для замкнутого ребенка придумать какую нибудь незначительную роль, например роль дерева, ветерка, цветочка и он будет благодарен. Главное чтобы все дети принимали участие.

Мы любим, говорить, да у нас дети все танцуют, поют, рисуют. Что делать с ребенком, который еще не определился, с замкнутыми? А если у ребенка, нет ярко выраженных способностей к рисованию, пению, рассказыванию стихов?

Он другой, может быть он хорошо конструирует, танцует или будущий Бетховен.

По мнению, Егорова определения у ребенка кем он будет и что ему нравиться, будет гораздо позже.

А наш с вами период- период дошкольного детства важен именно тем, чтобы дать детям попробовать себя в любых видах образовательной деятельности (петь, рисовать, лепить и. д.)

Программа дошкольного воспитания ребенка в детском саду позволяет раскрыть у него все направления. В нашей классической программе дошкольного воспитания были продуманы все моменты для полноценного развития ребенка.

По мнению Егорова, когда в 90 годах 20 в. было разрешено каждому детскому саду создавать свои собственные программы. В тот период, мы столкнулись с проблемой когда дошкольное учреждение решало, что оставить в своей программе, а что не так важно. И так из многих программ выпали очень важные моменты.

Например, у многих из программы выпала развитие мелкой моторики. А Владимир Товиевич Кудрявцев- советский и российский психолог, например проводил исследования в начальной школе, в 1 классе, и выяснил, что дети которые показали низкий уровень сформированости воображения, они все показали низкий уровень письма. Это все взаимосвязано. По исследованиям Егорова, в 1 классе, там, где были проблемы с письмом, были проанализированы программы, по которым эти дети обучались в детском саду. Как правило, в программу этих дошкольных учреждений не были включены разделы по развитию мелкой моторики.

Когда Егоров Баатр Борисович в 1989 году работал воспитателем - все дети его группы умели пользоваться ножницами. Это в те времена было важно.

В современных детских садах, как утверждает Егоров, многие дети подготовительной группы плохо работают с ножницами.

Современные родители оказались в ситуации, когда на раннем развитии ребенка не зарабатывает только ленивый, когда везде в социальных сетях, баннерах с рекламой висят плакаты, где рассказывают «У нас лучшая методика развития маленького ребенка». Где обещают, что научат читать ребенка с трех лет, иностранному языку с года, научим математике с 2 лет и т. д. Вот в этом огромном потоке родителям очень трудно разобраться.

Многих спасает то, что в нашей стране отношение к детскому саду и дошкольному образованию хорошее. Многие родители уверены, что ребенок пойдет в детский сад и там его всему научат.

Слайд

Что характеризует ребенка дошкольного возраста- это повышенная двигательная активность. Ребенок быстро устает, но и быстро восстанавливается. В этом ребенок дошкольник уникален и эти особенности должны знать родители. Идет интенсивное развитие роста, развитие внутренних органов, такое развитие происходит только в дошкольный период детства. Больше, такого не будет. Формирование внутренних органов и как они будут работать, закладывается только в этот период. Потому нужно полноценное питание. Ребенок должен употреблять жиры, белки, углеводы, чтобы двигаться и быстро расти

Основные правила влияющие на здоровье детей дошкольников

Проблема, с которой ребенок сталкивается, когда только появляется на свет это раннее высаживание. Почему то у многих родителей сформировано мнение, что если он сел, то он уже взрослый. Можно и телевизор включить и дать ему планшет, чтобы он игрался. С чем сталкивается ребенок если его высадили раньше времени? Это проблема с позвоночником.

2 проблема – проблема памперсов. В старых советских методичках, которые касались развития детей ясельного возраста четко было написано,что начинаем высаживать на горшок средний возраст до 1, 5 года, но там было одно условие- это делается после того как ребенок начал ходить. Как только ребенок принял вертикальное положение, у ребенка включается та часть головного мозга которая отвечает за контроль. Баатр Борисович, утверждает что в американских садах дети ходят в памперсах, до 5 лет, значит, та часть головного мозга которая отвечает за контроль туалета будет работать после пяти лет.

Надо не отбрасывать со счетов наши наработки и исследования НИИ дошкольного воспитания по этому вопросу. Эти исследования проводили, медики, физиологи, психологи. Такие исследования на сегодняшний день не проводят уже нигде.

Следующая проблема, связанная с памперсом это сокращение тактильного контакта с ребенком. Время тактильного контакта между ребенком и мамой сократилось в разы. И мы на сегодня получили в детских садах огромное количество детей, которые боятся тактильного контакта.

Следующая проблема влияющая на здоровье дошкольников – это использование разных приспособлений для детей раннего возраста. Одна восторженная мама писала отзыв «Купили нашему ребенку прыгунки, он прыгал на них 3 часа, после хорошо спал и ел».

Это очень вредно, так как у ребенка еще не окреп позвоночник, он плохо держит голову.

Следующая проблема, влияющая на здоровье дошкольника,- это гаджеты и компьютеры. Современные родители сами подсаживают своих детей на гаджеты, включают мультфильмы, включают игры. Как только ребенок начинает капризничать мама начинает давать ребенку телефон. Ребенок отвлекается и затихает. Простой способ и родителю очень удобно.

Мы сталкиваемся с проблемой, что ребенок 1 года, 1,5 года, 2 лет подсаживается на гаджет и уже без него быть не может. И если ребенку не дают гаджет, он устраивает скандал.

Это создаст проблемы с развитием ребенка и здоровьем в будущем. Поэтому с одной стороны цифровизация и компьютерные технологии вошли в нашу жизнь. Но то, что в детском саду нет компьютеров, ноутбуков по мнению Егорова большой плюс. Пусть они играют в игрушки, скачут на скакалках и т. д. От этого гораздо больше пользы. Пусть наши дети столкнуться с цифровизация как можно позже.

Но с другой стороны, мы как педагоги, педагоги- психологи должны понимать, что гаджеты стали частью жизни и надо ребенку помочь показать, что гаджеты могут быть средством обучения.

К сожалению, родители своим примером показывают, что гаджет важнее всего. Так как, сами сутками проводят в телефонах, не разговаривая и не обращая внимания на ребенка. И многие дети дошкольного возраста мечтают, чтобы у них появился собственный телефон, так как у них перед глазами пример родителей.

Егоров считает, что задача педагогов, дошкольных психологов помочь ребенку войти в мир цифровизации, компьютерных технологий правильно. Подать эту информацию с точки зрения возрастных особенностей ребенка.

Помочь детям сделать прививку от компьютерной зависимости. Это будет колоссальным шагом, чтобы сохранить здоровье.

Что значит прививка на взгляд Егорова. Когда у ребенка спрашивают, что ты хочешь поиграть в телефоне или со мной? В 100% случаев он должен выбирать педагога. Вот эта будет прививка, если он будет говорить:

»Нет, лучше я поиграю с живым человеком!» Это будет основой ребенка в дальнейшем!

Еще одно правило которое влияет на здоровье ребенка - это каждый период жизни ребенок должен прожить вовремя. Не опаздывая и не опережая.

Все знают, что отставать в развитии плохо, но и опережать в развитии точно также плохо. Организм, физическое тело, головной мозг не обманешь. Если ребенок еще не готов к освоению очередного этапа развития, очередной порции знаний, а мы с вами усиленно ребенка нагружаем, он конечно освоит и даже запомнит.

Егоров в своей книге пишет, что 5 летних детей можно за полгода научить таблицы Менделеева. Вопрос, а зачем? Организм будет компенсировать нагрузку психологическими и физическими проблемами.

Дети болеют в детском саду? Да. Две причины – это вирусы и простуды. С вирусами мы ничего с вами сделать не можем- это вопрос иммунитета. Это вопрос к медикам и врачам, как с вирусами бороться.

А вот вторая причина простуды - это то, на что мы взрослые можем влиять. И одно из главных обвинений в адрес воспитателей детских садов, что вы специально делаете так, чтобы наши дети заболели. Вы специально открываете фрамуги. Специально проветриваете так, чтобы наши дети заболели. Приходиться воспитателям оправдываться, что в присутствии детей можно проветривать, но это не должно быть сквозным проветриванием. Но бывает такая ситуация. Ребенок пошел на физкультуру, при этом одел футболку, на майку. Пробегал, вернулся в группу, футболку снял, а майку нет. И пошел на улицу, это хорошая почва для простуды. Это то на что мы с вами взрослые можем влиять.

Егоров считает, что мы (педагогические работники) можем начать закаливание, мы можем создать условия для того чтобы у ребенка запускать систему терморегуляции, чтобы он меньше болел, что это не позволит ему лишний раз простужаться.

Слайд

Мы всю нашу работу выстраиваем на основе стандартов. Это тот закон на который мы ориентируемся, который направляет направление деятельности внутри детского сада. К этому можно добавить только одно, что все методы, средства и приемы образовательной области физическое развитие должны быть научно проверенные и научно обоснованные.

Здесь должно работать одно единственное правило: По мнению Юлия Филипповича Змановского- главное физическое качество которое должно развиваться у дошкольника- это выносливость. Какие физические упражнения развивают выносливость? Бег и оздоровительная ходьба. Выносливость - это качество необходимо ребенку для жизни.

На слайде вы видите описание ОО «Физическое развитие» которое дается в стандарте.

Условия организации оздоровительно- воспитательной работы.

1 с чего надо начать посмотреть на климата- географические условия в которых находиться ваш детский сад

Например: детский сад находиться в Воркуте, и солнца нет. Эти условия естественно будут влиять на здоровье ребенка. Или детский сад стоит в Сочи и в Крыму- количество солнечных дней больше, там нет проблем, какие есть у детей Воркуты.

Даже в одном городе могут быть разные условия,

Например: Детский сад находиться в парковой зоне и закрыт деревьями, а другой детский сад стоит на пригорке и там гуляет постоянно ветер. Будет ли это влиять на построение оздоровительно- воспитательной работы?

Да, продолжительностью пребывания ребенка на улице.

Другой пример: детский сад находиться, там где влажный климат. Есть специальные аппараты которые сушат воздух в детском саду. А при сухом климате можно поставить увлажнители. При построении оздоровительно- воспитательной работы педагогические работники должны понимать в каких условиях находимся данный детский сад и как в этой ситуации помочь.

Экологические условия опять та же самая ситуация. Экологически благополучный регион-это одна история, а экологически неблагоприятный –это другая.

Баатр Борисович, так же предлагает в экологически неблагоприятном регионе, районе городе и т. д. сократить время пребывания на улице. Там где детский сад стоит у дороги можно исключить упражнения на интенсивное дыхание.

Например: В городе идет плохая вода, в первую очередь мы должны обеспечить детям питьевой режим на чистой воде.

3 условие оздоровительно- воспитательно оздоровительной работы – это мотивация взрослых.

Воспитатели должны быть примером для своих воспитанников. Не хочет воспитатель делать зарядку, заниматься спортом, играть в подвижные игры и ребенок не будет. А если педагог занимается спортом,то и дети ставят его в пример. Потому что воспитатель для ребенка близкий человек, ребенок ему доверяет. Как пример с гаджетами, вроде родители говорят, что гаджеты это плохо, но своим примером показывают, что это смысл жизни.

Замотивировать ребенка можно, как на хорошее так и плохое. Поэтому нужно использовать воспитательно-оздоровительной работе только проверенные научные методики.

Что касается материально- технического оснащения, чем лучше материально- техническая база, тем естественно легче и лучше воплощается оздоровительно-воспитательная работа.

Юрий Филлипович Змановский сформулировал сам термин оздоровительно- воспитательной работы. Он сформулировал принципы оздоровительно- воспитательной работы, они перед вами. Им написана программа которая «Здоровый дошкольник».

На следующем слайде уже наработки Егорова Баатра Борисовича. Начал он с экспериментальных площадок в детских садах от Якутии до Калининграда.

У детей, когда они болеют, чаще всего страдают органы дыхания, поэтому опираясь на принципы которые сформулировал Юрий Филлипович Змановский, Егоров добавил еще один принцип, который касаться дыхания и осанки. Баатр Борисович уверен, что отдельно осанку без дыхания рассматривать нельзя. Он звучал так принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания.

Следующий принцип разработал Владимир Товиевич Кудрявцев профессор, психолог- создатель концепции развивающего дошкольного образования. Развития воображения у дошкольников- это основа успешности у ребенка.

Он считает, что можно развивать физическое тело через воображение. И наоборот развивать воображение через физическое тело.

Например: игра скульптор и глина. Одна рука скульптор другая кулак глина (работает воображение, задействована крупная и мелкая моторика, ребенок когда лепит он массирует палацы- работает творчество).

Следующий принцип через экологию и художественно- эстетическое развитие можно прийти к проблемам здоровья.

Принципы двигательной активности: Как считает Егоров Баатр Борисович, занятия по физической культуре должны проводиться каждый день на свежем воздухе. 5 двигательных занятий проводиться экспериментальных площадках и это работает и дает результаты.

Но реализовать это во всех детских садах практически невозможно. Как проводить занятие если нет спортивно осеннее- весенней формы и т. д.

Принцип реализации эффективного закаливания. Самый эффективный метод закаливания –это контрастное закаливание. Если нет бассейна в дошкольном учреждении- это только контрастные воздушные и водные закаливания. С помощью закаливания запускается система терморегуляции- которая запускается у ребенка только в дошкольный период. Что это такое? Пример: На улице холодно, в мозг поступает сигнал, и начинается телом вырабатываться больше энергии чтобы выжить. Заходим в теплое помещение, мозгом вырабатывается сигнал, что комфортная температура можно энергии вырабатывать меньше.

Родителям Егоров рекомендует любое купание заканчивать игрой «Теплый и холодный дождик». Сначала достаточно небольшого разрыва между теплой и холодной водой. Когда ребенок привыкнет, то разрыв между холодной и теплой водой можно увеличить.

Принцип применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

По мнению Баатра Борисовича- две самые главные причины нарушения поведения в детском саду. Детей заставляют есть и спать. Детей с нарушением психики с каждым годом все больше и больше. Как отреагирует ребенок на то, что его заставляли есть? Никто не знает. У ребенка можно сформировать нервоз, который лечиться медикаментозно.

Баатр Борисович приводит пример, как поступить педагогу: Воспитатель говорит с родителями, что в детском саду никто никого не заставляет. Воспитатель советует родителям готовить ребенка к детскому саду. Главной целью дошкольного учреждения является соблюдения режима дня. Если ребенок не спит днем, значит есть проблема с развитием нервной системы, головного мозга. На это нужно обращать внимание.

В работе с проблемными детьми помогает музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Воспитателю необходимо владеть методиками оказания ребенку помощи в той или иной ситуации.

Принципы обеспечения полноценного питания

Питание в детском саду должно быть разнообразным, сбалансированным и отвечать всем требованиям Сан Пин.

В заключение хочется добавить оздоровительно- воспитательной

технологии «Здоровый дошкольник»является одним из факторов, влияющих на качество дошкольного образования.

В следующем сообщении я более подробно расскажу принципе формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания. И покажу упражнения на дыхание.

Публикации по теме:

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Использование буктрейлер-технологии в детском садуИспользование буктрейлер-технологии в детском саду Использование буктрейлер-технологии в детском саду. Необходимость повышения интереса к детскому чтению сейчас актуальна. Современный мир.

Комплексно-тематическое планирование «Оздоровительно-игровой час в детском саду». 3 частьКомплексно-тематическое планирование «Оздоровительно-игровой час в детском саду». 3 часть Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник» в детском саду
Опубликовано: 15 октября 2024 в 11:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник» в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Рыбакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД