Анна Маркелова
Реализация ФОП ДО «Фокус на содержание»
▼ Скачать + Заказать документы
Маркелова Анна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования: фокус на содержание
Дошкольному образованию в нашей стране 100 лет, и за время своего существования оно претерпело много изменений. Все они были направлены на улучшение качества дошкольного образования. Не стало исключением и введение ФГОС ДО в 2013 году, и конечно, введение новой ФОП с начала нового учебного года.
Публикация «Реализация ФОП ДО „Фокус на содержание“» размещена в разделах
Для педагогов введение чего-то нового – это часто страх из-за неизвестности, непонимания сути грядущих перемен. Для осмысления сути перемен, которые несёт новая федеральная образовательная программа было лишь короткое лето. Многие коллеги восприняли введение ФОП как необходимость заполнить дошкольную жизнь праздниками, утренниками, мероприятиями, направленными на воспитание чувства патриотизма и других морально-нравственных качеств, ознакомление с народными традициями и культурой своего народа. Но ведь обилие подобных мероприятий в дошкольном учреждении совсем не сыграет в пользу развития детей, поскольку ведущим видом деятельности дошкольников остаётся игра, невзирая на какие-то перемены в содержательном плане.
Именно поэтому перед педагогами встаё т актуальный вопрос: а как сохранить игру в качестве основной формы образовательного взаимодействия с детьми, но при этом учитывать новые требования ФОП? Как не перегрузить дошкольников многочисленными мероприятиями, утренниками, праздниками и подготовкой к ним, а обогатить игру новым содержанием, да таким, чтобы решались все необходимые образовательные задачи?
Как выстроить с детьми систему игрового взаимодействия, позволяющую вбрасывать в игру дошкольников развивающие задачи из всех пяти образовательных областей, на том культурном содержании, которое входит в эти области?
В младшем дошкольном возрасте возможно организовать игровое пространство таким образом, чтобы у детей была возможность для индивидуальной режиссё рской игры на разных уровнях и поверхностях: столах, лавках, передвижных платформах, лестнице и вертикальных поверхностях: магнитных и ковролиновых, гладких и шероховатых, плоских и рельефных. Дети действуют разными игрушками и заместителями: деревянными, металлическими, пластмассовыми, бумажными, тканевыми, из природного и бросового материала и др., разных форм, цветов и размеров. Это решает задачи из области познавательного развития, а именно работает на развитие сенсорного восприятия и формирование сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, фактура и др.) и задачи физического развития детей (они свободно перемещаются, выполняют разнообразные действия, играют на разных уровнях). Кроме того, для решения задачи расширения представлений детей о смене времён года, о своём городе, семье и ближайшем окружении, необходимо изготовить для детей соответствующие игровые поля и макеты, разместить в среде группы соответствующие решаемым задачам картинки и фотографии, репродукции картин. Они провоцируют детей на создание таких игровых сюжетов, проигрывая которые, ребёнок в игре усваивает то содержание, которое актуально и значимо сегодня.
Создавая пространство для развития и поддержки образной игры для детей 4 – 5 лет, необходимо учитывать то содержание, которое, согласно новой ФОП, должно лечь в основу создания образов детьми: в «гардеробной» («уголке ряжения») разместить костюмы зверей с учётом признака сезонности, русские народные и национальные костюмы, атрибуты, обувь, головные уборы, маски, демонстрирующие отношение человека к различным профессиям, знакомящие с разными эмоциями, характерами персонажей и образов. В среде группы развесить картинки и фотографии, иллюстрирующие разные процессы, явления, взаимосвязи, образы сказочных героев и др. Это провоцирует детей примерять на себя различные образы и осваивать различные игровые действия, а культурное содержание, которым наполнены центры игры, способствует развитию детей, в том числе, и физическому (образ требует встать на четвереньки, подпрыгнуть, присесть и т. д., и речевому (звукоподражание способствует формированию звуковой культуры речи).
Сюжетно-ролевые игры детей провоцируются и поддерживаются культурным содержанием из области социально-коммуникативного, познавательного развития (разные материалы и атрибуты, предметы интерьера, одежда, головные уборы и обувь, книги в игровых центрах и иллюстрации на стенах по актуальным темам). Расширяя представления о различных профессиях, идём на экскурсию в телерадиокомпанию, на почту, в магазин, в библиотеку, на завод или фабрику и общаемся с представителями разных профессий. В среде группы размещаем фотографии людей этих профессий, изготавливаем вместе с детьми атрибуты (самодельные микрофон, телевизор, почтовый ящик, прожектор, компьютер, банкомат, касса, сканер и др.). Освоив на предыдущем этапе образы и действия, дети начинают игровое взаимодействие, что ведёт к формированию универсальных действий из сферы социальных отношений. Размещая в среде иллюстрации из русских народных сказок, углубляем восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и др. средства раскрытия образа). А это является одной из актуальных задач ФОП из области речевого развития. Для развития сюжета необходимо использовать музыкальное сопровождение (разные по характеру и по жанру мелодии и звуки природы). Это способствует решению задач из области художественно-эстетического развития.
К 6 – 7 годам у детей сформировался достаточный опыт и появляется необходимость действовать по правилам (сначала носителем правил и «третейским судьёй» выступает педагог, а затем дети «загораются» правилотворчеством). А педагог поддерживает и создаёт условия для фиксации этих правил. После образовательных событий по формированию пространственных отношений в среде появляются игры с правилами (Морской бой, Шашки, Шахматы, Пятнашки, Кубик Рубика и др.). Образовательные ситуации из разных образовательных областей выстраиваются на основе самодельных игр-бродилок. Определение количества ходов и сами ходы ведут к развитию математических представлений. Игры с правилами требуют развития произвольности движения: в «Классиках» прыгать на чётные, в «Пол – это лава» постоянно передвигаться, подпрыгивать, двигаться по ограниченной поверхности и взбираться на возвышения. Это решает задачи из области физического развития. А самостоятельное изготовление детьми игр-бродилок – хороший потенциал для художественно-эстетического развития дошкольников. Продукты деятельности остаются в среде для свободной игры детей. Таким образом, игры с правилами дают возможность охватить все пять образовательных областей.
Такая организация игрового пространства, содержательный подход и владение функционалом педагога является необходимым и достаточным условием возникновения режиссёрской игры нового уровня. Ребёнок сворачивает многие игровые действия во внутренний план, может развивать одновременно несколько сюжетных линий, в уме проектирует игровые ходы, строит сложные конструкции, использует большое количество заместителей. Это результат содержательно прожитого ребёнком дошкольного детства. Внутренний план действий, или просто способность выполнять действия в уме, является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта.
Библиография
1. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребё нке волшебнике: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028