Виктория Сухорукова
Реализации проекта «Дом под крышей голубой» в старшей возрастной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста с большим интересом относятся к природе, но большинство из них изучают её только по книгам. Редкое непосредственное общение детей с растениями, животными, птицами приводит к тому, что дети не умеют видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости. Эмоционально – чувственное отношение к природе надо развивать с детства, чтобы дети лучше смогли понять происходящие изменения в жизни растений и животных, чтобы у них сформировалось экологически грамотное, бережное и безопасное для природы и самого человека поведение.
Публикация «Реализации проекта „Дом под крышей голубой“ в старшей возрастной группе,» размещена в разделах
- Одноразовая посуда
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В связи с этим возникает потребность разработать проект «Дом под крышей голубой». Определили цель и задачи проекта.
Цель проекта : Формирование экологически грамотного, ответственного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Задачи проекта (представлены на слайде)
- Формировать у детей представления о целостности природы и взаимозависимости её компонентов: взаимосвязях живых организмов со средой обитания, взаимосвязи природы и человека, о многообразии животного и растительного мира нашей планеты;
- Развивать познавательный интерес к миру природы, формировать умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями;
- Воспитывать у детей бережное отношение ко всем исключения видам живых существ и объектам неживой природы, основанное на глубинном чувственно – эмоциональном опыте, учить понимать ценность природы, поддерживать желания детей сохранить окружающую среду;
- Формировать способы поведения, отражающие положительное отношение к родной природе;
- Создать развивающую предметно – пространственную среду, направленную на развитие эмоционально – ценностного отношения детей к объектам живой и неживой природы;
- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах экологического воспитания.
Творческая группа педагогов разработала методическое обеспечение проекта : конспекты непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, дидактических игр, бесед, наблюдений, итоговых мероприятий.
В ходе работы над проектом педагогами был изготовлен дидактический и наглядно-иллюстративный материал: макеты, дидактические игры, альбомы для рассматривания, дневники наблюдений, Красная книга Курганской области, перфокарты, сделана подборка моделей, коллекций.
Большое внимание было уделено обогащению развитию предметно – пространственной среде. Уголки природы дополнены комнатными растениями в соответствии с возрастом детей, различными календарями наблюдений за живой и неживой природой (календари наблюдений за погодой, за птицами, оформлены паспорта растений. В мини-лаборатории появились новые коллекции: (камней, семян, листьев, растений, коры деревьев, ракушек, песка, глины, почвы, мхов, лишайников, засушенных ягод, перья курицы и гуся, лабораторное оборудование и др.
Проект - включал следующие тематические недели: «Природа – наш общий дом. Человек охраняет природу», «Что в доме - природе растёт?», «Кто в доме – природе живёт?».
Тема первой недели была «Природа наш общий дом. Человек охраняет природу». В ходе НОД: «Наш дом природа» старались дать детям представление о том, что природа – это наш общий дом, среда обитания человека, животных и растений и необходимости беречь ее. Проводя с детьми беседу «Как сохранить природу», приводили примеры рационального и нерационального использования природы человеком. Решали проблемные ситуации «Как помочь природе». Для закрепления и обогащения представлений детей о природе, как среде обитания использовали моделирование «Этажи леса», дидактические игры «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт», «Хорошо плохо», «Воздух, земля, вода», проводили экскурсию к водоему, эксперименты «Очищение воды», «Куда девалась вода? наблюдений за сезонными изменениями в природе. Полученные впечатления от общения с природой дети отразили в рассказах, рисунках. Итоговым мероприятием было оформление экологической газеты «Мы друзья природы».
В рамках тематической недели «Что в доме природе растёт?» использовали различные формы и методы образовательной деятельности. В ходе НОД «Как всё живое растёт?» постарались показать детям разнообразие растений в природе. В начале недели рассматривали альбомы, картины, иллюстрации «Какие бывают леса», беседовали с детьми на тему «Растения – лекарственные и ядовитые». Для закрепления знаний и представлений детей о растительном мире, играли в дидактические и настольно-печатные игры «С какого дерева листок», «Зелёная аптека», «Угадай, что в мешочке», провели игру - путешествие по карте «Леса нашей страны», изготовили макет леса. В мини-лаборатории провели эксперименты «Зачем растению корни?», «Растения дышат листьями», наблюдали, делали предположения, выводы. Чтение художественной и познавательной литературы позволило детям узнать много интересной информации о растениях. Решая проблемные ситуации «Как вести себя в лесу», создавая коллаж «Правила поведения в лесу», тем самым старались формировать у детей способы поведения, отражающие положительное отношение к природе. Итоговым мероприятием была экскурсия в сосновый бор, при этом особое внимание уделяли деревьям, кустарникам, их разнообразию, красоте, особенностям внешнего вида, сходству и различию
В течение тематической недели «Кто в доме природы – живёт?» дети сделали много для себя интересных открытий. Например, в ходе НОД «Одежда животных» дети знакомились с разнообразием и ролью «одежды» животных, узнали, что внешние особенности соответствуют условиям проживания и поведения животных. В начале недели провели беседу – общение «Что мы знаем о диких животных», а также рассматривали альбомы «Животные леса», создавали и рассматривали макеты «Антарктида», «Животные леса», «Животные Пустыни», «Саванна», «Тропический лес», решали проблемные ситуации «Зачем животным хвосты?». Для уточнения и закреплений знаний и представлений детей о животном мире использовали моделирование «Маскировка», играли в настольно – печатные и дидактические игры «Живая природа», «Среда обитания», «У кого какой домик», «Чьи припасы». Проводя цикл наблюдений за зимующими птицами, дети отметили, что птицам зимой необходима помощь. Родители и дети приняли активное участие в создание кормушек. Итоговым мероприятием была познавательная игра «В мире животных», где дети показали свои полученные знания.
Полученные представления о природном мире дети применяли в различных видах детской деятельности: в сюжетно-ролевых играх «Зоопарк», «Мы - экологи», «Путешествие в осенний лес», «Огород», «Магазин «Овощи и фрукты», «Птичий двор», «На приёме у ветеринара», «Аптека для животных». В творческой мастерской изготавливали из осенних листьев «Осенние картины», «Подсолнух», рисовали «Я и природа», лепили «Лошадки», конструировали из бумаги «Тюльпан», «Ёлочку», из природного материала «Черепашку».
Родители приняли активное участие в реализации проекта «Дом под крышей голубой» : в создании альбомов для рассматривания: «Природа осенью», «Какие бывают леса», «Животные леса», макетов, коллекций, пополнили необходимым оборудованием мини – лабораторию, уголки природы, участвовали в оформлении экологической газеты «Мы друзья природы», познавательной игре «В мире животных», акции «Кормушка для птиц», экскурсий на реку Исеть, в сосновый бор.
По итогам реализации проекта «Дом под крышей голубой» получены следующие результаты:
- дети получили представления о многообразии животного и растительного мира: особенности внешнего строения, образ жизни потребности в определённых условиях для растений и животных;
- у детей появился устойчивый познавательный интерес к миру природы, они овладели навыками проведения опытов и экспериментов, научились делать выводы, предположения, они с желанием и интересом наблюдают за природными явлениями и объектами;
- высказывают предположения, как нужно сохранять природу и оказывать ей помощь, осознают роль человека в сохранении природы.
Таким образом, с помощью проектного метода нам удалось сформировать достаточный уровень представлений у детей о многообразии животного и растительного мира.