Казакова Оксана Ивановна
Реабилитационно-профилактический тренинг «Путь к себе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Снять эмоциональное напряжение, вызванное профессиональной деятельностью. Способствовать усилению внутренних ресурсов педагогов.
2. Провести комплекс техник и приёмов работы с пластическими материалами, способствующих предупреждению феномена профессионального выгорания.
Задачи тренинга:
познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
обучить способам психической саморегуляции;
снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
Публикация «Реабилитационно-профилактический тренинг „Путь к себе“» размещена в разделах
сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Ход тренинга:
1. Обозначение и принятие правил.
- Конфиндециальность;
- Активность;
- Творческая и исследовательская позиция;
- Осознание поведения;
- Субъективно – субъективное общение (безоценочное суждение);
- Стоп-техника;
2. Ожидание участников (уважаемые коллеги напишите на листках, что вы хотите получить от сегодняшнего тренинга).
3. Выполнение упражнений.
4. Рефлексия
Эмоциональное или профессиональное выгорание – состояние, для которого характерно нарастание эмоционального истощения в сфере общения с включением когнитивных искажений.
Выгорание
- это механизм, позволяющий человеку дозировано расходовать энергетические ресурсы. Но при этом выгорание приводит к возникновению дисфункций в работе и в профессиональных отношениях с коллегами.
Эмоциональному выгоранию подвержены люди из профессиональной сферы педагогов, психологов, медиков, воспитателей, менеджеров, юристов.
Данный семинар-тренинг был направлен на снижение эмоционального напряжения, формирование таких защитных механизмов, которые бы способствовали повышению профессиональной и жизненной эффективности. А также снижению риска профессионального выгорания в будущем.
Чтобы избежать выгорание
- старайтесь правильно распределять все свои нагрузки;
- учитесь переключатся с одного вида деятельности на другой;
- проще относитесь к конфликтам на работе;
- не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Саморегуляция
– управление своим психоэмоциональным состоянием, достигнутое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов мысленных образов, управление мышечным тонусом.
Естественные регуляции организма:
- смех, улыбка;
- размышление о хорошем приятном;
- движения: потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном;
- созерцание;
- похвала и т. д.
Чтобы сохранить энергию, так необходимую педагогу в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила:
Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, — считай только удачи.
Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.
Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». В «реку жизни», как Вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Всё течет, всё меняется.
Правило четвёртое: В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбие.
Правило пятое: Помнит восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».
Правило шестое: Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы оттого, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.
Все предлагаемые техники применяются для профилактики и преодоления "синдрома профессионального выгорания".
1. Техника «Отношение к себе»
Цель:
- создать ресурсную психотерапевтическую ситуацию. Вывести педагогов на актуальную идею (актуализировать проблему) для последующей работы.
Мысленно вернитесь назад к тому времени, когда вы были очень маленькими, и изобразите что-нибудь:
- что делало вас счастливыми,
приводило в состояние возбуждения,
вызывало хорошее самочувствие;
что-нибудь из того, что вы имели,
что-нибудь из того, что вы делали,
кого-нибудь из ваших знакомых,
что-нибудь, что вас огорчало, и т. д.
Лепите это так, как будто вы находитесь в том возрасте, когда это происходило.
Вопросы для обсуждения:
1. Поделитесь вашими ощущениями.
2. Что это тебе напоминает?
3. Какие чувства у тебя возникали, когда ты это делал и сейчас, когда ты на это смотришь?
4. Ты чувствовал себя когда-либо так, как сейчас?
5. Что-то похожее когда-нибудь происходило в твоей жизни?
2. Техника «Человечек с характером».
Цель:
1. Простимулировать осознавание себя (проблемы самооценки).
2. Акцентировать внимание на позитивных качествах человека.
Инструкция:
- Давайте вылепим фигурку человечка с характером, похожим на себя. В чём-то как вы. Вот вы какие?
- Составляем список качеств характера и берем столько кусочков пластилина сколько качеств. Лепим фигурку человека из этих кусочков пластилина.
Обсуждение:
• Что вы чувствовали, когда лепили его?
• Что ты чувствуете, когда держите в руках человечка?
3. Техника: Самый красивый на свете цветок.
Цель:
1. Диагностика состояния и отношения к себе.
2. Коррекция эмоционального состояния.
Инструкция: Возьмите пластилин и вылепите самый красивый на свете цветок. Он может быть одноцветный или разноцветный.
Обсуждение: Поделитесь вашими впечатлениями от процесса работы. Что вы чувствуете, когда сейчас смотрите на ваш самый красивый в мире цветок?