Алла Суббота
Программа для воспитанников детского реабилитационного центра «Главное чудо света»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главным чудом света на нашей планете является человек. Он постоянно идет в ногу с научно-техническим прогрессом, открывая все новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чем он не задумывается, так это о здоровье – его и всего живого на планете. С момента рождения и на протяжении всей жизни, на здоровье человека постоянно влияют различные факторы, начиная с плохой экологической обстановки, недостаточного физического воспитания и заканчивая вредными привычками. Еще один не менее ужасающий фактор риска – гиподинамия – с каждым годом становится все более актуальным. Количество детей, посещающих уроки физкультуры, занимающихся в спортивных секциях, просто активным отдыхом непрерывно падает. Причем гиподинамия вызвана, чаще всего, обыкновенной ленью и нежеланием что-либо делать, а также всеобщей компьютеризацией населения и нерациональным использованием компьютера (в основном – в качестве средства для игр). Наряду с этими факторами риска можно еще добавить вредные привычки, сопровождающие наших детей с раннего возраста, всевозможные стрессовые ситуации в школе, отрицательное влияние средств массовой информации, слабая мотивация воспитанников на здоровый образ жизни и др. Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений, повышенной тревожности. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков, немотивированной жестокости и попытки ухода от действительности – аддективное поведение (это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций Большинство понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот взгляд довольно примитивен. Так в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего, действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то «наследственное», которое в дальнейшем можно или приумножить или растерять. Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда. А она делится на физическую и социальную. Влияние социальной и психологической среды на здоровье – «психологическое загрязнение» - не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают преследовать детей с самого раннего возраста. По данным исследований в Омской области 1\3 подростков в обычных условиях находятся в состоянии стресса. При формировании здорового образа жизни необходимо соблюдать следующие принципы:
Публикация «Программа для воспитанников детского реабилитационного центра „Главное чудо света“» размещена в разделах
• Сбалансированное питание
• Оптимальная физическая активность
• Закаливание
• Умение познать резервы своего организма
• Оптимизм, умение радоваться жизни
В КУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Таврического района» большая часть детей имеет отягощенную наследственность, те или иные отклонения в психическом и физиологическом здоровье, большинство социально запущены. Содержание этих детей вне семьи ведет к дальнейшему наращиванию проблем, решение которых зависит не только от самих воспитанников, но и от психологического климата в коллективе. Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации воспитанников социально-реабилитационных центра определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории, активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы "Дети России".
Большинство воспитанников социально-реабилитационного центра относятся к категории детей, находившихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. При воспитании таких детей в их социальной адаптации серьёзной проблемой является незнание многих вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.
Концепция представляемой программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность воспитанников по валеологической оценке собственного здоровья и здоровья окружающих, предоставляющая широкие возможности для саморазвития воспитанников, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения их отношения к вопросам изучения своего организма, сохранения здоровья, усилению внимания к здоровому образу жизни. Эта деятельность будет способствовать социальной адаптации воспитанников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Вся программа подчинена одной идее: “ Здоровье человека, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в его собственных руках”.
Цели: формирование у воспитанников установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, расширить и углубить знания воспитанников о сохранения здоровья.
Задачи:
1. Развивать знания о строении организма человека и функционирования его органов и систем.
2. Научить воспитанников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.
3. Развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни человека, здоровья и условий среды.
4. Формировать чувственно-эмоциональную сферу воспитанников, элементы творческого мышления.
5. Формировать санитарно-гигиенические навыки воспитанников.
6. Формировать потребность здорового образа жизни, уметь самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
7. Воспитывать чувство коллективизма и осознание неповторимости каждого
человеческого существа, развивать коммуникативные умения, радость
общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности.
Программа включает в себя четыре этапа:
1 этап – ознакомительный, в нём даются общие знания об организме человека, о важности сохранять своё здоровье. Занятия построены в игровой форме. По результатам ознакомительного этапа можно будет определить и скорректировать формы и методы дальнейшей работы. Продолжительность - 2 недели.
2 этап – основной, в котором с воспитанниками в различных формах рассматриваются особенности человеческого организма. На протяжении этого этапа и будут реализовываться основные вопросы реабилитационной программы. Продолжительность – 4 месяца.
3 этап – вредные привычки, в нём обсуждаются вопросы влияния алкоголя, наркотиков, никотина на организм, раскрывается отравляющая сущность этих веществ. Продолжительность 3 недели.
4 этап – заключительный, он включает в себя вопросы влияния различных факторов среды на здоровье человека. На протяжении этого этапа будет проведён анализ реализации программы, соотношение результатов поставленным целям. Продолжительность -3 недели.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 этап - ознакомительный
№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы
1 Путешествие в страну Здоровье формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье как самой главной ценности 30 мин. Игра-путешествие
2 Здоровый нищий счастливее больного короля Воспитать ответственное отношение к своему здоровью 30 мин. Беседа, игра
2 этап – основной
№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы
3 Почему мы не груши с ватными ногами Выявить основные характеристики костей, их строение и химический состав 30 мин. Беседа, кроссворд
4 Каждый из нас – рыцарь в латах Показать связь с процессами, происходящими во всем организме 30 мин. Игра –путешествие
5 Как стать Геркулесом Формировать бережное отношению к своему здоровью 30 мин. Игра- конкурс
6 Конвейер наоборот Сформировать понятие о правильном питании 30мин. Рассказ, беседа
7 Дом языка Познакомить воспитанников с топографией органов пищеварения 30мин. Беседа
8 Витамины-основа жизни Познакомить воспитанников с видами витаминов, их значением для организма
30мин. Беседа, тестирование
9 Питание и здоровье Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания
30 мин. Проблемная беседа, игра
10 Для чего нужна кровь Раскрыть связь строения сердца с его функцией 30 мин. Беседа, практическая работа
11 Береги глаз смолоду Обосновать правила гигиены зрения 30 мин. Беседа, практическая работа
12 Зачем человеку уши Сформулировать знания о значении слуха в жизни человека 30 мин. Беседа, игра
13 Нарушение осанки и плоскостопие Разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия 30мин. Беседа, практическая работа
14 Возрасты жизни Познакомить воспитанников с периодизацией жизни человека 30мин. Беседа
15 Биоритмы Рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность
30мин. Беседа, тестирование
16 Наш темперамент Познакомить воспитанников с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темпераментов 30мин. Познавательная игра
17 Как стать умнее (внимание и память) Углубить знания воспитанников о высшей нервной деятельности 30мин. Беседа, игра
18 Этот коварный грипп Выяснения причин и профилактика гриппа 30мин. Беседа, кроссворд
3 этап – вредные привычки
№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы
19 Наркомания – страшная болезнь Дать воспитанникам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.
30 мин. Беседа
20 Вред алкоголя Показать влияние алкоголя на организм человека 30мин. Беседа
21 Курение – иллюзия или реальность Вызвать негативное отношение к курению 30мин. Беседа, театрализация, анкетирование
4 этап – заключительный
№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы
22 Мода и здоровье Привлечь внимание воспитанников к проблемам современной молодежной моды и связанными с ней медицинскими проблемами 30мин. Беседа
23 Экология жилища и здоровье человека Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания 30мин. Беседа
24 Формула здоровья Воспитывать разумное и бережное отношение к собственному здоровью 30 мин Беседа, практическая работа
.