Наталья Варакина
Развлечения по ФЭМП в подготовительной группе «Увлекательное путешествие в королевство Математики»
▼ Скачать +Заказ
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое»
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цель: : Поддерживать интерес детей к познавательной деятельности,
Публикация «Развлечения по ФЭМП в подготовительной группе „Увлекательное путешествие в королевство Математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять
настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку, взаимопомощь. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Обучающие задачи:
Упражнять в количественном сч те в пределах 10; в обратном сч те в пределах10;
в умении решать логические арифметические задачи на сложение и
вычитание; ориентировке на плоскости листа;
упражнять в умении строить из предложенных геометрических фигур;
закреплять знания о последовательности и названиях дней недели, времен года;
о форме предметов и их величине;
Развивающие задачи :
Способствовать развитию мыслительных операций (анализа и синтеза);
логического мышления; сообразительности, внимания, смекалки.
Развивать речь детей, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к математическим знаниям, самостоятельность, умение
понимать учебную задачу и выполнять е.
Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, умение работать в коллективе.
Методы и приемы:
Словесный (диалог, пояснение).
Наглядный (демонстрация, показ).
Игровой.
Практический (самостоятельная продуктивная деятельность детей).
Предварительная работа:
- работа с цифрами, геометрическими фигурами
- закрепление знаний о днях недели, о временах года
- решение логических задач
-разучивание песни «Дружба» Слова Пляцковского М, стихотворений
- отгадывание загадок
Оборудование:
круги "кочки" с цифрами, от 1 до 10, ватман, клей карандаш, картинки: 3 дворца,
солнце, клумба с цветами, 2 скамейки, 4 дерева, фонарь, камни, цифры 5 и 2 ,река;
цифры от 1 до 7, поднос, билеты с примерами, фуражка, шапочки с геометрическими фигурами, шапочки с цифрами от 1 до 10, медальки
Ведущий: Дети, сегодня я получила странное SMS сообщение. Вы хотите узнать, что же там написано? (ответы детей)
«Уважаемые дети!
Королевство есть на свете.
За горами, за лесами,
За широкими морями.
Против неба – на земле.
Царствует «Математика» в той стране:
«Всем велю на праздник явиться,
Чтобы всяк мог отличиться,
Показать свой ум и прочее.
Всем предстать пред царски очи!»
Ведущий: Дети, куда нас приглашают? (ответы детей)
-Вы хотите там побывать?
- Ребята, а что такое математика?
- Правильно! Математика нас учит считать, узнавать количество. Ещё, ребята, математика знакомит нас с геометрическими фигурами и еще много интересного можно узнать о ней.
(Дети вместе с ведущим становятся в круг.)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на месте повернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И на праздник мы пойдем.
Ведущий : Вы любите путешествовать?
Посмотрите, ребята, и скажите, на чем мы отправимся туда?
Дети: На корабле.
Ведущий : Правильно.
Я буду капитаном (надеваю фуражку). Чтобы сесть на наш корабль, нужно получать билеты. Вот билеты у меня. Билеты не простые, они математические.
Подходите, разбирайте. Внимательно рассмотрите свои билеты. Что необычного с вашими билетами?
Дети: На них написаны примеры.
Ведущий : А еще, обратите внимание, примеры - то разноцветные. Чтобы занять свое место, нужно посчитать пример и найти соответствующую по цвету цифру-ответ. Прошу занять места!
(Дети берут билет с примером, при посадке находят соответствующую по цвету цифру, прикрепленную к стульчику)
Ведущий: Поднять якорь! Полный вперед!
(Звучит музыка)
Мы приплыли с вами в королевство. Нас уже встречают. Посмотрите, кто это?
Появляется Королева Математика (взрослый)
Королева Математика : Здравствуйте ребята! Я королева Математика. Мне очень приятно, что вы пришли на этот праздник. Только на этом празднике могу увидеть
самых лучших ребят! Мое королевство состоит из небольших островов, на каждом есть свои сказочные обитатели- волшебники. Им очень нравится задавать гостям вопросы. Жители моего королевства будут очень рады встречи с вами.
Ведущий : А кто же живет в твоем королевстве?
Королева Математика : С его жителями я вас познакомлю. Но сначала я предлагаю вам составить план моего королевства. Для этого я приготовила для вас вот такие картинки. (Показывает детям)
Нужно расположить предметы на листе бумаги, так как я скажу. Посмотрю я, как
вам удастся, выполнить самое сложное задание. А вы увидите, как выглядит мое королевство.
Задание:
Мой дворец самый высокий. Он находится на острове посередине королевства.
Справа от дворца расположена цветочная клумба.
Слева от дворца растут 4 дерева. Они стоят в порядке убывания.
Около самого высокого дерева стоит фонарь.
В верхнем левом углу солнце.
В левом нижнем углу расположен остров «Арифметик».Там дворец с самыми широкими воротами.
На самом широком камне стоит цифра 5.
На самом низком камне - цифра 2.
В нижнем правом углу находится остров «Геометрик». Стоит там дворец с самыми узкими дверьми.
Слева от дворца стоит длинная скамейка.
Перед дворцом короткая скамейка
Между островом «Арифметик» и островом «Геометрик» протекает река времени.
Королева Математика : Молодцы! Теперь вы точно не заблудитесь в моем королевстве.
Я предлагаю начать путешествие с острова «Геометрик». Но сначала проведем разминку на внимание. Послушайте маленькие истории.
Если вы услышите слог или слово «три», то хлопните один раз в ладоши.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри (хлопают)
Рыб шек мелких увидали,
Не одну, а целых три (хлопают)
Мечтает мальчик закал нный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри (хлопают)
На старте не хитри (хлопают,
А жди команду «раз, два…три»(хлопают)
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше …три (хлопают!
Однажды поезд на вокзале
Мне три (хлопают) часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы не зевали,
Я ставлю вам оценку «5».
Королева Математика : А теперь в путь на остров «Геометрик»! А живут там линии и фигуры. Поэтому мы сможем добраться туда по канатной дороге. (Идут по канату) Владеет этим островом Принцесса Геометрия (выходит девочка).
Принцесса Геометрия: Приветствую вас! Как вы добрались до моего острова?
Дети: По канатной дороге
Принцесса Геометрия: На какую линию похожа эта дорога?
Дети: Прямую
Принцесса Геометрия: Какие еще линии вы знаете?
Дети: Отрезок, луч, ломаная, кривая
Королева Математика : Ребята, давайте нарисуем на картине недостающие линии, о которых будет говориться в стихотворении.
(Вывешивается 2 плаката, на которых дети будут проводить линии.
Приглашаются 2 команды по 5 человек)
1 реб. Прямая: Я бескрайняя прямая,
Только прямо пробегаю!
Потому –то по прямой
Самый быстрый путь домой!
2 реб. Луч: Нарисуем тонкий луч-
Пусть помчится из-за туч
Мимо сада и крыльца-
Есть начало, нет конца!
3 реб. Отрезок: Всей родне отрезок рад,
Он лучу как младший брат!
Для прямой – как будто сын!
Два конца, а сам один!
4 реб. Ломаная: Тучи молния пронзила,
Яркой вспышкой начертила
Ломаную линию
Через небо синее!
5 реб. Кривая: Не ведется по линейке,
Вьется как живая!
Изогнулась круче змейки
Линия кривая!
Королева Математика : Молодцы, какие умненькие ребята!
Давайте встречать и других жителей этого острова. Только кто они, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их назвали.
(после того, как отгадали загадку, выходит ребенок в шапочке с изображением фигуры)
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (овал)
5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
Ведущий: Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.
Игра «На что похожа фигура»
Королева Математика : Принцесса Геометрия, расскажи, как поживают ваши жители?
Принцесса Геометрия: Геометрические фигуры моих владений, ваше величество, исправно трудятся. Только треугольник завидует своему брату квадрату.
Королева Математика : Принцесса Геометрия, расскажите, что случилось у треугольника с квадратом? Почему братья не дружат?
Принцесса Геометрия:
Жили – были 2 брата: треугольник с квадратом.
(Появляются Треугольник и Квадрат.)
Старший – квадратный, добродушный, приятный.
Младший – треугольный, вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат…
Квадрат: Почему ты злишься, брат?
Принцесса Геометрия: тот кричит ему…
Треугольник:
Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Принцесса Геометрия: но квадрат ответил…
Квадрат:
Брат! Я же старше, я – квадрат.
Принцесса Геометрия: и сказал ещё нежней …
Квадрат:
Неизвестно, кто нужней!
Принцесса Геометрия:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал …
Треугольник:
Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов.
Принцесса Геометрия:
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Королева Математика : Здесь, я вижу, злой поступок Треугольника обернулся против него самого. Ребята, какая получилась геометрическая фигура после того, как у квадрата были срезаны все углы?
Дети: восьмиугольник.
Королева Математика : Спасибо большое, принцесса Геометрия, теперь у вас всё в порядке.
Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Острова».
Игра «Острова» Дети под музыку бегают по залу. По сигналу стоп смотрят на взрослого, в руках которого карточки с цифрой 012345. Должны выполнить задание:
0-общий круг
1-поднять руки вверх
2-встать парами
3-сделать островок из трех человек
4-сделать островок из четырех человек
5-островок из пяти человек
Кому не хватило нужного количества, превращаются в дерево- пальму: руки вверх.
Королева Математика : Вы знаете, ребята, что из геометрических фигур можно построить много интересного?
Сначала соберите из геометрических фигур корабль. Дети, вот конверты. А там геометрические фигуры. Сейчас вы по 5 человек будете собирать корабль. Внимание! Образец показываю очень быстро! (показываю 0,5мин.) Работаем.
Игра «Запомни и сделай!»
Принцесса Геометрия: Молодцы! Быстро справились с заданием. Спасибо, за то, что посетили мой остров!
Королева Математика : Мне кажется, вы, ребята, устали и хотите отдохнуть.
Приглашаю всех в круг.
динамическая пауза
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Взгляд направим ближе дальше
тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше
Убедитесь вы сейчас.
Раз налево, два направо,
Три наверх, четыре вниз.
А теперь по кругу смотрим
Что бы лучше видеть мир.
Вправо, влево головой.
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Раз шажок, два шажок, ты иди впер д дружок.
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
Королева Математика : Чтобы попасть на другой остров – остров «Арифметик», нам нужно перейти через реку времени. Если вы справитесь с заданием, то волшебная река даст возможность перейти ее. А сейчас загадаю вам загадку.
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Что это за братцы такие?
Дети: Дни недели
Королева Математика : А сколько дней в неделе?
Дети: Семь
Королева Математика : А теперь я хочу проверить, знаете ли вы дни недели?
Проводится игра «Живые дни недели»
Дни недели следуют по порядку друг за другом и каждый день недели
можно обозначить цифрой. У меня на подносе лежат семь цифр, (которые
перев рнуты) я предлагаю выйти детям и взять по одной цифре и выстроиться в шеренгу, в том порядке, в каком вы брали цифры.
А теперь посмотрите на свои цифры и определите, какой вы день недели.
Назовите все дни недели по порядку.
Ребенок с цифрой 1 делает шаг вперед и говорит:
- Я понедельник.
Кто следующий? (И так далее.)
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой день идёт после четверга?
3. Какой день идёт перед средой?
4. Как называются «выходные» дни недели?
5. Какое время года сейчас?
6. После какого времени года идет зима?
7. Какое время года идет перед летом?
8. Назовите все времена года, по порядку начиная с зимы.
Королева Математика : Молодцы, ребята! Теперь можем перейти реку по
волшебным кочки с номерами. Расставить их нужно в обратном порядке от10 до 1,
только тогда можно по ним перебраться на остров, иначе они проваливаются.
Проводится игра «Болотные кочки».
Королева Математика : Ух, молодцы! Вот как хорошо уметь считать -то!
Вот мы и оказались на острове. Правит здесь Принцесса Арифметика. (выходит девочка). На этом острове живут Цифры и Числа. (Выходят дети в шапочках-числах). Принцесса, как поживают ваши жители?
Принцесса Арифметика: Числа моих владений, ваше величество, исправно трудятся. Вот только они так долго готовились к встрече с ребятами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду.
Ведущий:
Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Ведущий: Давайте поможем жителям этого острова, расставить по местам все цифры.
Проводится дид. игра “Найди место в ряду”
Королева Математика : Очень хорошо! Я думаю, что вы любите математику и все – все знаете про числа и цифры? (ответы детей)
Сейчас мы это проверим. Я загадаю вам, ребята, веселые задачки в стихах.
Четыре спелых груши.
На веточке качались
Три груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (1)
Под кустами у реки.
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (7)
Три зайчонка, пять ежат.
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8)
Шесть орешков мама-свинка.
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал.
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10)
Королева Математика : Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, решили все весёлые задачки. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные! Ведь это так? (ответы детей) Ребята, а вы знаете песенки про дружбу? (ответы детей)
/Песня «Дружба» Слова Пляцковского М. /
Королева Математика : Большое спасибо. Принцесса Арифметика, я вижу теперь у вас всё в порядке. А я предлагаю вам вес лые задания на смекалку.
1. Сколько хвостов у двух ослов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Сколько лап у курицы?
4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)
5. В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в зоопарке?
6. На бер зе росло 5 яблок. 3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на бер зе? (нисколько, на бер зе яблоки не растут)
Королева Математика : Отлично!
Спасибо ребята! Вы хорошо справлялись со всеми заданиями! И я хочу вручить всем участникам математического праздника вот эти медали «Знатоку математики»
Праздник наш заканчивается, мне очень жаль, что вам, ребята, надо возвращаться в свой детский сад. До свидания, до новых встреч!
Ведущий: Да, пришло время нам, ребята, возвращаться. Я приглашаю всех на корабль.
-Все сели? Молодцы! Полный вперед! Возвращаемся обратно в детский сад!
(Звучит музыка)
Вот мы с вами в детском саду.
Сегодня мы с вами совершили незабываемое, увлекательное путешествие в Королевство Математики.
Вам понравилось это путешествие? (Ответ детей).
Хотели бы вы ещё побывать там?
А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.)