Ирина Фомина
Развлечение «Уходи простуда прочь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в нашем крае и возможностях их использования в медицине;
Закреплять знания о их строении (корень, стебель, листья, цветы);
Учить готовить настой;
Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
Методы и приемы: Наблюдение, рассматривание, описание, вопросы, игра, составление рассказов, поощрение, показ с объяснением.
Публикация «Развлечение „Уходи простуда прочь!“» размещена в разделах
Обогащение словаря: Лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик, аптека, настои, ополаскивать, ангина, ожоги, ушибы, клумба, прозрачная, бесцветная.
Предварительная работа: Рассматривание лекарственных растений, чтение и заучивание стихов о растениях, дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто быстрее соберет цветок», игра «Определи по запаху».
Материал: Иллюстрации лекарственных растений, книга, шапочки – ободки (ромашка, одуванчик, календула, стаканы, горячая вода, атрибуты к игре, игрушки – зайчик, медвежонок.
Ход занятия:
Стук в дверь групповой комнаты.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто – то к нам пришел. Ой! Да это ж к нам лесные зверята пожаловали, заходите гости добрые! Что случилось, Косолапый, с тобой? (у медведя шея забинтована; жалуется, что болит горло, да и говорить не может; заяц довольный, веселый с посылкой в лапах) Ах, какая беда, Мишенька, с тобой приключилась, но ты не горюй, мы тебе поможем, присаживайся поближе к нам. А зайчик из леса принес нам посылку. Хотите узнать, что в ней интересного?
Воспитатель открывает посылку и достает книгу.
- Посмотрите, какая красивая, удивительная книга (открывает). Эта книга познакомит вас с лекарственными растениями.
Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными?
Дети: Потому что они лечат людей от разных болезней.
Воспитатель: Молодцы, правильно. К лекарственным растениям относятся: одуванчик, ромашка, календула, подорожник. В нашем краю много полезных трав растет, которые помогут человеку справиться с той или иной болезнью.
- Ребята, а вы знаете, что такое аптека?
Дети: Это там, где продают таблетки.
Воспитатель: А что значит «Зеленая аптека»?
Дети: Это где продаются лекарственные травы.
Воспитатель: Для всех нужна зеленая аптека. Посмотрите, как много вокруг нас растет лекарственных трав. Вот одно из них, отгадайте, что это:
На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки,
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Выходит девочка – одуванчик, читает стихотворение:
Уронило солнце лучик золотой
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет.
Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение одуванчика.
Воспитатель: Это красивое, полезное растение. Кто хочет о нем рассказать!
Дети: Одуванчик растет на лугу. У него есть стебель, корень, листья и красивый яркий цветок. Стебель прямой, зеленый, листья темно зеленые. Цветок похож на солнышко.
Воспитатель: А чем растение полезно? В листьях одуванчика есть много витаминов и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.
В одной старинной сказке говорится, что когда – то одуванчиков не было нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце «Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку заиграли солнечные зайчики и стали веселыми желтыми цветами – одуванчиками.
Девочка – одуванчик предлагает поиграть.
Физминутка «Белый одуванчик»
Девочка – одуванчик: Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой по воздуху летит
Дети стоят в узком кругу, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, а затем собираются вместе.
Воспитатель: Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадку:
Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички. (Ромашка)
Выходит девочка – ромашка, читает стихотворение:
Я ромашка – красота
По мне гадает детвора
Но и в другом полезна я
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке,
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы.
Воспитатель: Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. Утешит в беде, поддержит, поднимет больного. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок, Если в лесу у костра, вас начнут одолевать комары – бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг комары исчезнут.
Воспитатель предлагает среди изображений найти ромашку.
Воспитатель: Этот такое нужное и красивое растение. Кто хочет о ней рассказать?
Дети: Ромашка растет везде: на полянке, на речке, на лугу. У нее есть стебель, он тонкий и ветвистый, листья похожи на укроп. Листья у ромашки белые, а середина желтая.
Воспитатель: А вы знаете чем полезна ромашка? Да, ромашка лучше всех помогает при ангине, настоем можно полоскать горло, промывать глазки, носик.
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:
Я совсем не царапучий,
И не жгучий, не колючий.
На ромашку я похож,
Только желтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету,
Ноготками обрасту. (Календула, ноготки)
Выходит девочка – календула, читает стихотворение:
Вот календулы – цветки,
В народе просто ноготки,
Если их в стакан сложить
Кипятком простым залить,
И немного настоять –
Можно горло полоскать,
Ноготки должны помочь –
Уходи ангина прочь!
Воспитатель: Да, в народе календулу называют еще и ноготки, потому что семена люди собирают осенью и они очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.
Кто желает рассказать об этом ярком растении?
Дети: Календула растет на клумбе. У нее есть корень, листья, стебель, цветок, Стебель прямой, зеленый. Листья продолговатые, зеленые. Цветки оранжевые.
Воспитатель: Какую пользу приносит календула? Да, дети, ноготки применяют для заживления ран, ушибов, ожогов, при ангине, при простуде, при насморке.
Ребята, какие вы молодцы, как много знаете о лекарственных травах, о их пользе для человека
Воспитатель читает стихотворение:
Если кто – то простудился
Голова болит, живот
Значит надо подлечиться,
Значит путь – на огород.
С грядки мы возьмем микстуру.
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду,
Снова жизни будешь рад.
Одуванчик, подорожник,
Ноготок, ромашка, мята.
Вот «зеленая аптека»
Помогает вам, ребята!
На столе «Зеленая аптека». Воспитатель предлагает детям выбрать пакетики с лекарственной травой.
Воспитатель: А теперь я хочу узнать, какое растение вы выбрали?
Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственное растение. Воспитатель предлагает детям приготовить настой из лекарственных трав.
Воспитатель: С помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчик, календула, ромашка) и обязательно поможем Мишеньке. Для этого мы берем стакан насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан ромашку, в другой календулу, в третий корни одуванчика, Заливаем горячей водой. Накрываем стаканы крышкой и ждем пока настоится.
Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Соберем цветы»
Воспитатель: Что происходит? (наблюдаем)
Дети: Вода меняет цвет.
Воспитатель: А почему вода изменила цвет, что это значит?
Дети: Потому, что растения отдают свой цвет воде.
Воспитатель: Правильно, а еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получится настой, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры.
Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым будь и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!
Дети лечат Мишутку настоем, благодарит детей за помощь.
Воспитатель угощает детей чаем с медом и настоем ромашки.