Демидова Нина
Развлечение «Россия — щедрая душа» в старшей группе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение "Россия - щедрая душа" в старшей группе с детьми с ОНР
Цель: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине через приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
знакомить с блюдами русской национальной кухни, с традициями и обычаями наших предков;
закреплять знание народных пословиц и поговорок;
побуждать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка;
Публикация «Развлечение „Россия — щедрая душа“ в старшей группе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
упражнять в образовании относительных прилагательных;
активизировать словарь названиями блюд русской национальной кухни;
развивать внимание, мышление.
Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за народ, древнюю русскую культуру, желание сохранить ее.
Интеграция образовательных областей:
o «Познавательное развитие»;
o «Художественно-эстетическое развитие»;
o «Социально-коммуникативное развитие»;
o «Речевое развитие».
Подготовительная работа:
беседы о традициях русского народа; рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание стихов, пословиц и поговорок; разучивание песен, подвижных игр.
Оборудование:
русские народные костюмы, макет печки, стол, сундук, домотканые половики, люлька, блюда русской кухни, монитор.
Словарная работа:
Родина, изба, блюда, каравай, щи, каша, кисель; щедрая, пышный, румяный, капустные, морковные, смородиновый, клюквенный, гречневая, овсяная; сохранять, беречь.
Ход развлечения
(Дети в русских народных костюмах заходят в зал под песню «У моей России…», садятся на стульчики)
Стихотворение «Родина»
Воспитатель: Родина… Ребята, для вас что такое Родина? (ответы детей) Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. А как называется страна, в которой мы живем? Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля,
Изобильная, родная,
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит «щедрая земля»?
Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. А что такое «щедрый человек»? (ответы детей)
Конечно, русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Ребята, а чем в вашей семье угощают гостей, какие блюда готовят? (ответы детей)
А кто готовит в вашей семье? (ответы детей)
Конечно, это ваши мамы, бабушки – хозяюшки. И в старину готовили русские женщины – хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотно, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет». Ребята, а вы хотите побывать в гостях у такой хозяюшки, познакомиться с блюдами исконно русской кухни? (Да) Тогда отправляемся в прошлое. Внимание на экран.
(Включается презентация «От настоящего к прошлому», звучит русская народная мелодия, открыть шторы)
Воспитатель: ребята, посмотрите, изба! Давайте постучимся.
(стучат в дверь, выходит хозяюшка)
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон! (кланяется)
Воспитатель: ребята, как красиво поздоровалась Хозяюшка! Давайте и мы поздороваемся с ней так, как здоровались в старину на Руси.
Дети: Здравствуйте, Хозяюшка! Низкий вам поклон! (кланяются)
Хозяюшка: Гость на гость, хозяйке радость! Пожалуйте гости дорогие! Присаживайтесь, буду вас угощать. Угощения знатные, вкусные, полезные – от всей души! А вы знаете, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? (Хлеб)
Хозяюшка: Правильно, хлеб – всему голова!
Ребенок:
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель; Ребята, а вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Хозяюшка: А как называли хлеб, который пекли к празднику? (каравай)
(берет со стола каравай, выходит с ним в центр зала)
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Мы гостей всегда встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Воспитатель: Мы и до сих пор знаем про каравай. В наше время на днях рождения обязательно играем с именинником в игру «Каравай», и ни одна свадьба не обходится без каравая. Говорят в народе: «Есть хлеб – будет песня!»
(оркестр с музыкальными инструментами)
Хозяюшка: Теперь отгадайте мою загадку.
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо… (пирожок)
Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Царевна - Лягушка», «Петушок и меленка», «Крылатый, мохнатый да масляный»,
Хозяюшка:
(Хозяюшка берет со стола пироги, показывает блюдо детям.)
Испекла я Вам пирог,
Положила на порог.
Давайте играть,
Пирог выбирать!
(Русская народная подвижная игра «Пирог»)
Хозяюшка: Отгадайте еще одну мою загадку.
Я - символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек – мой брат родной. (Блин)
Воспитатель: Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?
Дети: На Масленицу.
Хозяюшка:
Напекла я Вам блинов
Аж на сорок пять столов.
Ешьте, не стесняйтесь,
Здоровья набирайтесь. Н. Маркова
(Хозяюшка берет из-за печки и показывает детям блюдо с блинами)
Воспитатель: Хозяюшка, а наши ребятки знают песню про блины.
Дети исполняют песню «Блины» (в обработке А. Абрамского)
Воспитатель: Ребята, а что ещё ели на Руси? (ответы детей)
Конечно, исконно русские блюда это щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники. На Руси народ с таким почтением и уважением относился к тому, что ел и пил, что слагал пословицы и поговорки, которые сохранились и дошли до наших дней. И наши дети их знают. Знаете, ребята?
(пословицы и поговорки про блюда русской кухни)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Свари щи, кашу, кисель». Для этого нужно разделиться на три команды. Первая команда должна выбрать только те овощи, из которых варили щи, вторая команда – ягоды для киселя, а третья команда – злаки для каши.
(Проводиться игра «Свари щи, кашу и кисель»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вкусные блюда приготовили и продукты подобрали правильно. А какие щи вы сварили? (наваристые, ароматные, горячие, сытные, густые и т. д.)
Хозяюшка: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. И традиционным блюдом были, конечно же, щи, а так же луковый суп и окрошка.
Воспитатель: А какую кашу вы сварили? (гречневую, пшенную, пшеничную, овсяную).
Хозяюшка: Каша – это любимая еда русского народа. Но кроме злаковых каш были в старину еще и рыбные каши : лососевая, осетровая. Варили каши и из овощей. В древности даже свадебный пир называли «кашей».
Воспитатель: А какой у вас кисель? (клюквенный, смородиновый, малиновый, земляничный)
Хозяюшка: Кисель был распространенным напитком на Руси. Как гласит русская пословица: «Где кисель – там и присел». А кроме киселя были в чести мед, квас, компот.
Воспитатель: ребята, вам понравилось в гостях русской у хозяюшки? (Да) А какие добрые слова можно сказать о нашей хозяюшке, какая она? (хорошая, добрая, улыбчивая, гостеприимная, трудолюбивая, приветливая, заботливая). А еще она хлебосольная.
Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Не зря в народе говорят: не красна изба углами – красна пирогами! Сегодня, побывав в русской избе, мы узнали о блюдах русской национальной кухни.
А нам пора возвращаться назад в детский сад.
Хозяюшка: Жаль с вами расставаться. А вы еще придете ко мне в гости? Я вам новые угощения приготовлю, ведь русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека. А вот это угощение возьмите с собой в дорожку. Доброго вам пути!
Воспитатель: Спасибо, хозяюшка! До свидания! Ребята, чтобы попасть в детский сад вам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:
На одной ножке повернись,
В настоящее вернись.
(звучит мелодия, закрыть шторы)
Воспитатель: Вот вы и снова в детском саду. Приглашаю всех в группу на угощение.
(дети уходят в группу)
Воспитатель: Приглашаем вас к нашему столу!