Надежда Викторовна Картунова
Развлечение «Кукольный Балаганчик» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
(развлечение может провести один педагог)
Цель: познакомить детей с кукольным балаганчиком, с традициями и обычаями русского народа.
Задачи:
-Познакомить детей с Петрушкой, с главным героем русских народных кукольных представлений.
-Приобщать детей к вековым традициям своего народа.
- формировать нравственные качества.
-Воспитывать уважение и бережное отношение к народной игрушке.
-Создание непринужденной радостной атмосферы.
Публикация «Развлечение „Кукольный Балаганчик“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
Оборудование: ширма, кукла-петрушка, кукла-бабушка, кукла-Маша, кукла- Баба-яга, музыкальное сопровождение.
Ведущий : скоморох с трещоткой.
Ход мероприятия.
Ведущий-скоморох:
Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие! Слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну, чтобы вы, ребятки, знали о делах родной земли.
Очень давно люди не только трудились, они хотели и отдыхать, развлекаться. Так появился бродячий театр, а назывался он кукольный балаганчик. Балаганчик был легкий и можно было в любом месте поставить и быстро его собрать. Они были актерами, которые на повозках переезжали из города в город и давали свои представления на площадях в дни ярмарок. Прозвали этих людей - скоморохами. Они придумывали веселые представления, смеялись над жадностью, глупостью и трусостью. Главный герой был в кукольном балаганчике кукла Петрушка (показывает куклу) - народный герой, задиристый, смешной, очень нарядный в красном колпаке, в красной рубахе. У него большой крючковатый нос, смеющийся до ушей рот. В руках палка. В Петрушечном представлении участвовали два актера - один играл на шарманке, другой из-за ширмы показывал представление.
И мы начинаем представление.
Подходи сюда народ представленье всех вас ждет Веселей народ, улыбайся
В балаган наш собирайся. Сегодня у нас -шутки,смех и прибаутки.
Дорогие зрители!
Представление увидеть, не хотите ли?
Что же тогда ногами не топаете, не кричите, да не хлопаете?
(Звучат аплодисменты зрителей)
А коль время развлекаться,
Петь, плясать и удивляться,
Всех я встречу без проблем-
Рад на празднике я всем!
Будем вместе мы играть,
Чтобы скуку вон прогнать!
Предлагает детям поиграть с ним.
Игра «Как живешь?»
Скоморох задает вопрос, а зал ему отвечает, выполняя соответствующее движение:
Как живешь? – Вот так! - Кулак вперед, большой палец вверх.
Как идешь? – Вот так! – движение, имитирующее ходьбу.
Как бежишь? – Вот так! – бег на месте.
Ночью спишь? – Вот так – ладошки под щеку.
Как встаешь? – Вот так - встать со стульев, руки вверх, потянуться.
А молчишь? – Вот так – палец ко рту.
А кричишь? – Вот так – все громко кричат и топают ногами.
Постепенно темп можно ускорять.
Игра «Нос-пол-потолок».
Скоморох называет в разном порядке слова: нос, пол, потолок и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Дети повторяют движения. Затем ведущий начинает путать детей : продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т. д.). Дети должны не сбиться и показывать правильно. Скоморох с петрушкой уходит за ширму.
Петрушка:
- Здравствуйте, ребята! У-у-у! Сколько вас: раз, два, три…десять, пятьдесят.
Давайте знакомиться! Меня зовут. Забыл… Лягушка? Нет!. Игрушка… Нет! Врушка?. Может, вы помните, как меня зовут?
Дети: - Петрушка, Петрушка!
Петрушка:
Я – Петрушка - ярмарочная игрушка!
На дороге рос, по городам хаживал,
Да всех людей, заезжих гостей, радовал!
Кому сказку расскажу, кому две,
А кто и сам расскажет мне.
Ох! Забыл! Я пришел к вам не один, а со своей любимой бабушкой! Вы хотите с ней познакомиться? (-). Тогда давайте позовем ее!
Дети: БА-БУШ-КА!
Бабушка: (за ширмой) Иду-иду, мои хорошие! Иду!
Петрушка: (радостно) Идет! (по тише, игриво) Пойду спрячусь! А вы не говорите, где я! Хорошо?
Петрушка прячется за дерево (любую декорацию).
Выходит Бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, ребятушки! Какие вы все красивые и нарядные! А я к вам в гости пришла со своим внуком – Петрушкой (оглядывается) Где же он? (идет в одну сторону ширмы, ищет Петрушку). Петрушка-а! Где ты? Куда запропастился?
Петрушка: (прячась) Я здесь!
Бабушка: Где?
Петрушка (прячась) Я здесь!
(Прятки с Бабушкой)
Бабушка: Где? (находит Петрушку) Ах, ты проказник! Шалунишка! (грозит пальцем, но говорит ласково) Ладно уж! Прощу тебя на этот раз!
Петрушка: Бабушка! А что ты расскажешь сегодня нам?
Бабушка: Рассказать – не расскажу, а загадки загадаю!
Петрушка: Загадки! Вот здорово! (обращается к детям) А вы любите загадки?
Бабушка: Слушайте внимательно!
Наступили холода. Обернулась в лед вода!
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым!
Перестал медведь реветь – в спячку впал в бору медведь!
Кто скажет? Кто знает? Когда это бывает?
Петрушка: (перебивая всех) Я знаю! Знаю! Летом это бывает! Летом!
Бабушка: Что ты, Петрушка! (обращается к детям) Когда же это бывает, дети? (ответы детей)
Слушайте следующую загадку!
Меня не растили! Из снега слепили!
Вместо носа ловко приделали морковку!
Глаза – угольки, Ручки – сучки.
Холодная, большая! Кто я такая?
Петрушка: (перебивая всех) Я знаю! Это – баба снежная!
Бабушка: Ну вот теперь ты правильно отгадал! (поворачивается к детям) Ну и последняя моя загадка!
Что же это за девица? Не швея! Не мастерица!
Ничего не шьет, а в иголках – круглый год!
Дети – «ЕЛКА!
Петрушка: Бабушка! А ведь загадки твои все зимние!
Бабушка: Конечно! Ребята, а какое сейчас время года? (Весна). Говорят сегодня ярмарка у вас была?. А еще я слыхала капризных на праздники не берут? А у вас есть капризные детки? А у меня внучка Машенька такая капризная…. Петрушка, позови Машеньку, может перестанет капризничать и пойдет на ярмарку. (слышится плач, рёв девочки)Петрушка пойдет найдем Машеньку. Петрушка с бабушкой уходят. Одевается на руку кукла Маша.
Маша: (стоит в центре ширмы, закрыв лицо руками) Не хочу я руки мыть! Не хочу я кушать! А-а-а-а! Целый день я буду ныть! Никого не слушать! А-а-а-а!
Петрушка: Маша, не плачь! Ну что с тобой случилось?
Мша: Почему я всё кричу? Вам какое дело? Ничего я не хочу! Всё мне надоело! А-а-а-а-а-а!
Петрушка: Ладно! Помогу! (обращается к Маше) Стой спокойно! Не стучи ногами! Не маши руками! (слушает ее с одной стороны, с другой, со спины) Ага! Ого-го! О! А-а! (отходит от нее) М-да. Проглотила ваша Маша Капризку!
Маша: А-а-а-а-а! Не хочу! Не хочу!
А какой он?
Петрушка: Он сердитый! Не умытый! Страшный невидимый зверь! Бука! Злюка! Любит скуку! Он в тебя залез теперь! (показывает на Машины живот, спину, голову) Тут он! Тут он! И вот тут! Рядом, близко! А зовется он – Капризка!
Маша: Не хочу я быть Капризкой! Не хочу! А-а-а!
Петрушка: Тогда ты должна весело и громко сказать: Не хочу я быть Капризкой!
Только – весело!
Только – радостно!
И обязательно – громко!
Маша: (плаксиво, но тихо) Не хочу я быть Капризкой!
Петрушка: Нет! Так дело не пойдет! Так ничего не получится! Нужно весело сказать, а ты – плачешь! Ребята, давайте поможем Маше. Все вместе скажем «Не хочу я быть капризкой!».
Маша смеется. Хлопает в ладоши.
Маша: (весело) Я не капризка! Я не капризка!
Петрушка: Ура! Вылетела каризка! Маша выздоровела!
Маша. Буду я на ярмарке гулять, буду петь и танцевать. Петрушка, покажи дорогу! Маша прощается, уходит на ярмарку вместе с Петрушкой. Одевается кукла –бабушка.
Выходят Бабушка и Петрушка.
Петрушка: Бабушка! Мы вылечили Машу!
Бабушка: Вижу-вижу! А где же капризка? Куда он делся?
Петрушка: Вон она! Вон она! Полетела в сторону деток!
Бабушка: (озабоченно) А вы деток не заразили? (обращается к детям) как вы, детки? Никто не заразился? (-) Вот и замечательно! Но все – таки надо сделать профилактику. Все вместе скажем : «Не хотим мы быть капризкой!».
Бабушка: А что еще нельзя делать? Знаешь, Петрушка? (Петрушка мотает головой) Обманывать! Ты обманываешь когда – нибудь?
Петрушка: Нет!
Бабушка: А ты не знаешь, Петрушка, кто разбил горшочек со сметаной?
Петрушка: Не знаю! Мурзик, наверное… Он же любит сметану! (за ширмой слышен плачь кота Мурзика) Ой! Кто это плачет?
Бабушка: (огорченно) Это Мурзик плачет! Ты его обидел. Зачем наговор на него наслал? Оговорил его! Меня обманул! Эх, Петрушка, Петрушка!
Петрушка: (грустно, стыдливо) Я больше не буду так делать, Бабушка! (поворачивается в сторону и громко говорит извиняющимся голосом) Прости меня, Мурзик! Прости, пожалуйста! (подходит ближе к Бабушке) Бабушка! Это я разбил горшочек со сметаной! Но это получилось нечаянно – мы с Барбосом играли и нечаянно опрокинули стол!
Бабушка: (огорченно) Ну а почему же сразу мне не сказал правду? Своего друга обидел – оговорил его! Мне больно сделал – обманул, сказал неправду!
Петрушка: (стыдливо) Бабулечка! Я не знал, что это больно! Я больше никогда – никогда не буду обманывать! Можно я побегу к Мурзику? Ему, наверное, тоже больно из – за моего обмана. Я попрошу у него прощения!
Бабушка: Беги, конечно! (Петрушка убегает)
Бабушка: И вы, ребятки, никогда не обманывайте! Не делайте больно никому! А еще-е! (грозит пальцем) Никогда не капризничайте! Иначе Капризка и к вам в рот залетит! А сейчас я с вами прощаюсь! До свидания!
Одевается баба-яга. Появляется петрушка.
Яга: Петрушка! Петрушка!
Петрушка: Это Баба Яга. По дому рыщет, меня ищет. Работать велит с утра до ночи, ничего покупать мне не хочет.
Ребята, если она спросит: «Где Петрушка?» – говорите: «Нет его!», - договорились?
Яга: Петрушка! Куда подевался негодный мальчишка? Эй, вы, детишечки-шалунишечки, вы Петрушку не видели… А кто это спрятался?
Петрушка: (выглядывая из-под одеяла) Ребята, говорите – это мышка!
Яга: Отвечайте, девчушечки, мальчушечки, кто там спрятался?. Говорите - мышка! А вот я эту мышку - негодного мальчишку, да мышеловкой! Вот тебе, вот!
Петрушка: Ой-ой-ой, бабулечка-красотулечка, я здесь!
Яга: Давно бы так. Ну, говори, чем сегодня занимался?
Петрушка: Ребята, выручайте, на все вопросы «да» отвечайте!
Яга: Отвечайте-ка, ребятишечки! Петрушка полы мыл… В магазин ходил… Обед варил… Это он вас научил… Вот ты и попался! Только языком болтать умеешь.
Петрушка: Не только языком, я еще ногами болтать умею, вот.
Яга: Непутевый ты балбес!
Петрушка: Зачем мне в темный лес?
Яга: Да не в лес, а иди топи печку.
Петрушка: Не хочу топиться в речке! Не имеете права меня заставлять!
Яга: Перестать дурачиться!
Петрушка: Ой, меня побили. Подчиняюсь грубой силе. Что прикажете сделать для госпожи – мадмуазели? Глаза б на нее не глядели.
Яга: Чего – чего?
Петрушка: Я говорю злая ты баба-яга и поэтому страшная и на ярморку тебя не позвали.
Яга: Ну, Петрушка, ты нахал.
Петрушка: Вот если бы ты стала доброй- не злой: не дралась, не кричала, не била, то сразу бы стала красивой. И на ярмарку бы тебя пустили.
Яга: Правда? Ребята, он меня обманывает наверно? Хорошо же быть злым, жадным? Все с тобой дружат,да? Все игрушками и конфетами делятся?.(---)
Петрушка: Вот видишь, баба-яга, никто не хочет дружить и делиться с такими злыми и жадными детьми.
Яга: Ой –ой! я не хочу такой быть. Буду делать только добрые дела. Вот сейчас с ребятами поиграю.
Ребята, сделайте одолжение, запомните движения, а то у меня в голове только одна извилина, и та прямая. Слушайте и запоминайте:
Пятка, носик, топ-топ-топ, поворотик и хлопок. (дети исполняют)
Петрушка: Молодец, Ягушечка-душечка! Уже стала чуть добрее и красивее. Ребята, расскажите бабе-яге какими не надо быть детьми (капризными, обманывать нельзя, жадными и т д)
Баба-яга. Ну, теперь то я знаю какой нельзя быть. Буду исправляться. А можно мне на ярмарку теперь сходить?
Петрушка. Конечно можно.
Баба-яга и Петрушка прощаются и уходят.
Выходит из-за ширмы скоморох с петрушкой.
Вот и нам пора прощаться. Кто слушал молодец, а кто не слушал тот соленый огурец. Заходите в гости к нам в наш веселый балаган.
Рефлексия. Детям можно дать потрогать, надеть на руку куклы.