вера оганесян
Виды экспериментов для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Любой ребенок, с рождения, исследователь, а экспериментирование - это способ познания окружающего мира, один из важнейших видов детской деятельности. В настоящее время исследовательская деятельность приобретает особое значение в связи с определением содержания образовательной области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» во ФГОС ДОО.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную, с взрослыми, практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Младший дошкольный возраст - период активного экспериментирования с предметным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, вода, песок, бумага и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе исследования развивается любознательность малыша, расширяется представление об окружающем мире, ребенок получает мощный импульс для развития интеллекта.
Публикация «Виды экспериментов для малышей» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Цель экспериментирования - укреплять физическое и психологическое здоровье воспитанников, обеспечивать эмоциональное благополучие, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости, удовольствий.
Экспериментирование может быть двух видов - демонстрационное и фронтальное. Демонстрационное наблюдение - это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму.
Фронтальное наблюдение - вид деятельности, при котором есть несколько объектов, и они в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того, чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: есть риск несоблюдения правил безопасности и т. д. Поэтому лучше, если при фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов или проводить с подгруппой детей. Фронтальное исследование гораздо более «демократичный» вид, потому что каждый малыш принимает участие лично и это огромный плюс!
Я молодой специалист, работаю в детском саду, в первой младшей группе, совсем недавно. Но изучив методическую литературу, по данной теме пришла к выводу, что начинать экспериментирование с детьми этого возраста лучше с опытов с водой. Уже сейчас, за некоторое время моей деятельности, с помощью предметов, в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать, что предметы станут чище, если их помыть водой. В дальнейшем планирую познакомить малышей со свойствами воды, что ее можно переливать из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку, что вода блестит, можно проведя опыт «Налил-вылил». Опыт «Выжми мочалку» способствует развитию мелкой моторики рук, поможет увидеть ребенку, как с помощью губки перенести воду из одной посуды в другую. Эксперимент «Мыльные пузырьки» познакомит с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
Знакомясь с данной темой, я узнала, как проводить с детьми этого возраста различные эксперименты с песком. Например, эксперимент «Испечем угощение» поможет понять малышам, что «печь» руками и с помощью формочек из мокрого песка лучше, чем из сухого. При проведении опыта с песком (предложить пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой) малыш придет к выводу, что сухой песок может сыпаться, а имитируя ветер его можно раздуть. С помощью дидактической игры «Следы» дети убедятся в том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Игры с песком и водой не только приносят радость детям и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей. Развивают мелкую моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т. п.
Я себе взяла на заметку эксперименты, которые можно проводить с детьми младшего возраста - с камешками. Малыши часто встречаются с ними на прогулке. Проводя с ними эксперименты, педагог дает знания детям о том, что камешек в воде тонет, а есть такие камни (керамзит, пемза) которые плавают. А если собрать их в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель, попадать в ведерко. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины.
Во время экспериментирования с бумагой дети узнают, что бумага легкая,ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде, что бумага может быть тонкой и толстой, может рваться.
Так же, в этом возрасте, при проведении игры «Поймай воздух» (дети ловятвоздух в полиэтиленовые пакеты) дети узнают, что воздух не виден, он есть. В упражнении «Лодочка плывет» малыши убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Проводя исследовательскую деятельность, можно знакомить воспитанников с временами года. Обратить внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку и дивану ит. д. Предложить поймать его, дети догоняют солнечного зайчика, уточнить, «зайчик» стал теплым. Потрогайте, какой зайчик? Теплый. Солнце сильно греет-нагрело скамеечку. Так кто нагрел скамейку? Скоро весна, солнышко греет сильнее.
Необходимо помнить, что детское экспериментирование в детском саду- это способ пробуждения интереса к науке, поэтому от того, насколько ярким и интересным будут наши опыты с малышами зависит то, каким вырастет ребенок. Систематически специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы