Ульяна Коробова
Развлечение для дошкольников «Праздник дня весеннего равноденствия «Волшебные ведра, пастух и ручеек»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение для дошкольников
«Праздник дня весеннего равноденствия
«Волшебные ведра, пастух и ручеек»
Цель:
Познакомить детей с праздником «День весеннего равноденствия»;
Рассказать о народных традициях празднования этого дня, об играх и развлечениях.
Задачи:
Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства;
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2019
Продолжать знакомить с произведениями малых жанров УНТ: песнями, закличками, потешками;
Создавать у детей праздничное настроение посредством русского фольклора;
Активизировать познавательную деятельность;
Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Задействованные лица: первый и второй скоморохи, Прокоп, Василий, Весна, Заяц, петух.
Предварительная работа: изготовление картонных балалаек и коромысла с ведрами, «птицы счастья», разучивание песен и хороводов.
Материалы и оборудование: 2 балалайки, коромысло, 2 ведра, веревка, глиняные игрушки, сувениры «птица счастья» на каждого участника.
Ход празника:
Выбегают два скомороха. Первый одет по-зимнему, второй по-летнему. В руках балалайки.
1-й скоморох: Здорово, приятель!
2-й скоморох: Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?
1-й: А ты чего сегодня так легко оделся?
2-й: Да уж вроде зима на исходе. Весна-красна к нам сегодня пришла. (играет на балалайке, напевая и приплясывая)
1-й: Какая весна? Глянь – кругом снег лежит! (напевает) Снежок лежит, стоять не велит!
2-й: Лежит снег - да не тот, не злой, не зимний, а сырой, весенний! Знает он – скоро солнышко припечет, превратился он в звонкие ручейки, и поплывут по нему бумажные кораблики (напевает) Кап-кап, капельки, поплывут кораблики!
1-й: Ой-ой-ой, какие кораблики! Может в городе-то уже тепло, а в лесу то все еще зимним сном задернуто, заморожено. Спит в своей теплой берлоге хозяин леса бурый медведь Михайло Потапыч. Сосет лапу, да храпит хр-хр-хр!
2-й: Ну как тебе доказать, что по всем срокам календаря весна наступила. Придется позвать помощников. Прокоп да Василий, бегите на помощь!
Выбегают Прокоп и Василий
Прокоп: Я Прокоп, сугробы разрываю, звериные норы обваливаю. 12 марта – мой календарный день, когда уже первое тепло приходит к людям. Осели снежные заносы, а почерневшие дороги стали рыхлыми. На санях ехать трудно, а на телеге – рано. Поэтому меня так и прозвали – Прокоп-дорогорушитель. Но мой день 12 марта все любят. Как не любить - снег тает, весну призывает.
Василий: Меня зовут Василием. 13 марта я принимаю эстафету весны от Прокопа. И полное имя мое – Василий-капельник. Мой день может сумрачным быть да облачным, а прислушаешься – перезвон капели, словно первая весенняя музыка, душу веселит. Не зря говорят: в теплый полдень на Василия-капельника со всех крыш сосульки плачут.
Прокоп и Василий уходят.
1-й: Нет, зима еще не хочет отдавать свои права. По утрам злой морозец больно щеки и нос щиплет (напевает) Прибежал мороз, исщипал до слез!
2-й: (передразнивает) Мороз, мороз! Мартовский мороз – не декабрьский. Это последний привет матушки-зимы, называется он – морозные утренники. Но главная примета того, что весна наступила, такая – дни все длиннее становятся. А 22 марта – главный день встречи весны, день весеннего солнцестояния.
1-й: Что за день такой удивительный?
2-й: А ты обрати внимание – где, на какой стене у тебя дома заметишь последний луч? Понаблюдай за ним и увидишь, что с каждым днем он все позднее гаснет.
1-й: Да, верно, а 22 марта сутки делятся ровно пополам: 12 часов дню положено, а 12- на ночь отведено. День равен ночи, поэтому он так т называется – день весеннего равноденствия
Песня «Вот уж зимушка проходит»
Иди, весна, иди красна!
Принеси ржаной колосок, овсяный снопок,
Большой урожай в наш край
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
Звучит плавная музыка. Выходит Весна. Несет на плечах коромысло с двумя ведрами разного цвета, одно - темное, другое – светлое.
1-й: Вот как дружно мы зиму проводили. Сама Весна – красна к нам в гости заявилась!
Весна: Да, услышала я, как вы с зимой простились, пора, думаю, и самой мне вам показаться.
2-й: Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна: Коромысло непростое. Видите, на нем два больших ведерка. В одном, темном (показывает) ночь темная живет. В другом, светлом - ясный день.
1-й: Ой как интересно! И какое же ведерко тяжелее, а какое легче?
Весна: Сейчас оба по весу сравнялись. Ведь сегодня – день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше, светлое ведро все тяжелее становиться будет, потому что день расти начнет.
2-й: Кто же, помогает тебе Весна-красна?
Весна: Кто же, как ни само ясно-солнышко. Трудиться без устали, греет землю озябшую.
1-й: Хочешь, мы с детьми тебе поможем?
Весна: Конечно хочу! А как это сделать?
2-й: Надо обратиться к солнцу с просьбами и низкими поклонами. Кто поможет солнцу?
Солнышко выхоли. 3. Солнышко, солнышко,
Красно дерево, цвети! Красное ведрышко!
Мы на поле поспешим Высоко взойди,
Ладить косы и серпы. Далеко посвети.
(кланяется в пояс) На темные лесочки,
На серые борочки,
Гори, солнце, ярче! На речку, на поля,
Лето будет жарче, На синие моря
А зима теплее, На зеленый огород
А весна милее. И на весь народ!
(кланяется) (кланяется)
1-й: А еще солнцу пели звонкие песни. Споем и мы песенку.
Песня «Веснянка»
Весна: Чтобы скорее прогнать стужу, люди лепили из глины зверушек выставляли их за окошко – задабривали мороз. Вот посмотрите какие игрушки у меня есть. Но чаще всего из глины лепили звонкого певца петушка. Считалось, что весной петушок – самый главный из всех домашних животных. Утром песню запел – значит солнышко взошло. И сам петушок воспринимался как символ солнца, света, как солнечный лучик. Помните, дети, знаменитую сказку лиса и заяц?
Инсценировка «встреча зайца с петухом»
Выходит заяц, плачет. Навстречу ему нарядно одетый петух.
Петух (горделиво) : О чем заяц плачешь, о чем слезы льешь?
Заяц: Была у меня избушка лубяная, а у лесы – ледяная. Пришла весна, у лесы избушка растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же из моего дома и выгнала.
Петух: Ишь, какая! А ну, пойдем со мной, сейчас я ей покажу, кто в доме хозяин! Я тебе помогу!
Заяц: Нет не выгонишь! Ее сильный медведь гнал - не вгнал, злые собаки гнали, не выгнали, и ты выгонишь.
Петух: А я выгоню!А ну пойдем!
Уходят.
1-й: Ай да петушок, ай да молодец! Ребята, поможет он зайцу отвоевать избушку? Помните как кончается сказка?
2-й: Конечно помнят. Как закричал петух свое «Кукареку», как ногами затопал, Лиса испугалась и убежала.
Весна: А вы поняли почему победителем оказался не сильный медведь, не злые собаки, а слабый петушок?
1-й: Конечно, ты нам все понятно объяснила. Потому что пропел петушок песню, и солнышко – символ правды, добра и справедливости – взошло. А добро должно побеждать.
2-й: Да, и боролся за справедливость, добрый петух, посланник солнца на земле.
Весна: Правильно. Кроме глиняных фигурок зверей делали крестьяне в день весеннего солнцестояния вот таких необыкновенных птиц (показывает, которые называются «птица счастья». Считалось что два ее крыла - два солнцестояния, осеннее и весеннее. Перышек у нее ровно 52 – столько, сколько недель в году. Птицу красиво раскрашивали и подвешивали к потолку избы. Люди верили, что ее красота подарит им здоровье, обережет от злых сил и злых духов.
1-й: Да, и настоящие птицы из-за моря возвращались, во все горло пели распевали от радости, что домой прилетели.
2-й: Специально для перелетных птиц люди сочиняли весенние песенки-заклички.
Весна: Сейчас мы споем такие заклички. Ребята исполнят песни своим птицам-куликам, жаворонкам, зябликам, журавлям. А все вместе мы будем петь общий припев: «Неси, неси на волю весну, весну в подоле»
Исполняют заклички.
1-й: А теперь играем в русскую народную игру «Ручеек»
(Дети выстраиваются в колонну, каждый кладет руки на талию стоящего впереди. Сбоку, на расстоянии 0,7-0,8 м от колонны кладут веревку. В ходе игры на слог «ух!», надо всем вместе перепрыгнуть через веревку – на другой берег ручейка. Тот, кто не перепрыгнет, наступит «в воду» и промокнет, выбывает из игры)
Скоморохи:
Разлился ручеек!
Золотой рожок – ух!
Разлился водой,
Прозрачной, ключевой – ух!
По мхам, по болотам,
По лесным колодам – ух!
1-й: Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем!
2-й: Хоровод заведем, дружно все споем. Станем хором ходить да весну веселить! Хоровод ведь тоже рисует образ круглого солнышка.
Хоровод «Как под наши ворота»
Праздник заканчивается.