Чернышенко Антонина
«День весеннего равноденствия. Жаворонки». Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: День весеннего равноденствия. Жаворонки.
Цель: Создание условий способствующих формированию личности ребёнка как носителя народных традиций, развитие его национального самосознания и творческого начала.
Задачи занятия:
Познакомить детей с элементами русской календарно-обрядовой культуры, закрепить знания о приметах весеннего календаря.
Объяснить взаимосвязь явлений природы с жизненным укладом человека, отображаемую в различных видах народного творчества.
Научить лепить из теста символы весны – булочки “жаворонки”.
Воспитывать уважение к народным ценностям, любовь к родной земле.
Публикация «„День весеннего равноденствия, Жаворонки“, Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать историческую память, наблюдательность, творческие способности, воображение, эстетический вкус, развитие кругозора детей и их словарного запаса.
Личностные: формировать познавательный интерес к изучаемому материалу; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в речи, делать выводы, организовывать взаимодействие в группе, принимать участие в совместной работе, высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию, проявлять инициативу и самостоятельность в сотрудничестве;
Познавательные: формирование навыков работы с тестом; закрепление знаний о лепке, закрепление природоведческих знаний о времени года «Весна», анализировать полученную информацию;
Задачи по здоровьесбережению:
- развивать зрительную память и моторику рук, управление поведением, уметь слушать и слышать, использование в работе экологически чистый продукт.
Оборудование: мультимедиа.
Материалы и инструменты:
Для воспитанников:
- сладкое тесто, клеенки, одноразовые ножи, влажные салфетки для рук, фартуки, косынки на голову, разноцветные ленты.
Для педагога:
Подборка примет о весне, подборка картинок по теме, аудиозапись голоса жаворонка, аудиозапись для хоровода, аудиозапись музыки П. И. Чайковского адаптированной для детей дошкольного возраста «Пение жаворонка», презентация, макет дерева, смайлики.
Методы и приёмы: погружение в прошлое; наглядность; хоровод; использование произведений устного народного творчества; вопросно-ответная беседа.
Словарная работа: день весеннего равноденствия, заклички
Ход занятия
1. Приветствие гостям.
Ребята, подойдите ко мне. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Повторяйте за мной:
Здравствуйте, гости,
Милости просим.
Здравствуйте (шепотом,
Здравствуйте (обычным голосом,
Здравствуйте (громко)
2. Беседа о дне весеннего равноденствия.
Сейчас мы отправимся в прошлое нашей родины-России и узнаем о том, какой сегодня необычный день.
- Вы знаете, что в прошлом не было ни телефонов, ни радио, ни газет. Как же люди узнавали, какая будет погода? Когда зерно засевать? (ответы детей)
- Для этого люди следили за природой и составляли свой народный календарь примет, а самые важные праздновали.
Один из таких праздников «День весеннего равноденствия».
Слайд 1
- Скажите мне, что нарисовано на картинке? (ответы детей)
- На картинке нарисованы части суток – день и ночь. На нашей картинке день короткий, а ночь длинная. В какое время года ночь длинная, а день короткий?
Слайд 2.
Что изменилось на этой картинке? (День длинный, а ночь короткая). В какое время года так бывает?
Слайд 3
- Какие изменения произошли на этой картинке? (День и ночь равны)
-Правильно. Сегодня, в день весеннего равноденствия день и ночь на мгновение станут равны, после чего ночь, а вместе с ней зима отступят, освобождая место дню и весне. Это праздник смены времен года и наши предки очень пышно отмечали его.
Как называется праздник? Почему он так называется? (ответы детей)
- Люди в старину говорили «зима кончается, а весна начинается», много поговорок и примет связано с этим праздником, с весной.
- А вы знаете какие-нибудь приметы? (Ответы детей)
В марте день с ночью мерятся, равняются.
Коли перелетная птица летит стаями – к дружной весне.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Увидал скворца – знай: весна у крыльца.
Коли грачи прямо на гнезда летят – дружная весна.
Грач на горе – весна во дворе.
Увидал грача – весну встречай
- Много примет связано с перелетными птицами. И это не случайно. Наши предки думали, что весна не приходит сама, ее приносят на крыльях перелетные птицы. Все были уверены, что в день весеннего равноденствия с юга прилетает сорок птиц, открывая путь теплу и весне. И самая первая певчая птица, которая летит к нам –это жаворонок. Его называют первым вестником, певцом весны. Поэтому праздник День весеннего равноденствия еще называют праздником Жаворонков.
- А вы знаете, что это за птица?
- Давайте познакомимся с ней поближе.
3. Просмотр презентации о жаворонке
- Жаворонок певчая птица, которая прилетает к нам ранней весной, когда из-под земли покажется оттаявшая земля.
- Если солнечным весенним днём выйти в поле и прислушаться, то можно услышать звонкую песню, похожую на звон колокольчиков. Песня звучит с высокого голубого неба. Это жаворонок. Он поёт с раннего утра и до позднего вечера. Всю весну. Летом его уже не слышно
- С земли жаворонок похож на маленькую тёмную точку. Но вот жаворонок, трепеща крыльями, быстро спускается вниз. Звонкое пение становится громче. Жаворонок приблизится к земле и тут же спрячется в траве.
- Это птица небольшая, размером с воробья или чуть больше. Окраска оперения скромная: серовато - коричневая, с тёмными полосками и пятнышками. А брюшко светлое. Такая окраска делает жаворонка незаметным среди пучков травы. Головка маленькая, крылья большие, широкие, т. к жаворонок много летает. Испуганный жаворонок поднимает хохолок и издалека кажется, что на голове у него колпак
- Обычно жаворонок поёт на лету, но может петь и на земле, сидя на небольшой кочке.
-Жаворонок не ловит добычу в небе, а ищет корм внизу, на земле. Питается насекомыми, не отказывается от зёрен и семян. Жаворонки помощники человека. Они поедают множество опасных для урожая насекомых, а также семена сорняков
- Гнездо жаворонка - углубление в земле. Гнездо сделано из стебельков, корешков, а внутри - мягкий слой из пуха и шерсти животных.
- Птенцов выкармливают оба родителя. Малыши ещё не умеют летать, но быстро бегают и прячутся в траве при малейшей опасности.
- Жаворонок поет всю весну. Летом его уже не слышно.
4. Беседа по содержанию презентации
- Какую птицу в древности называли певцом весны? Почему?
- Когда к нам прилетает жаворонок?
- Почему жаворонка называют помощником человека?
- Где жаворонок ищет корм?
- Где вьют гнезда жаворонки?
- Из чего они вьют гнезда?
- На какую птицу похож жаворонок?
5. Заучивание заклички
Чтобы жаворонки быстрее прилетели и весну принесли, люди пели песенки, которые назывались «заклички». Заклички от слова «кликать». Как вы думаете, что значит слово «кликать»? (Ответы детей)
- Кликать значит звать, т. е. люди кликали- звали жаворонков. Поэтому эти песенки назывались «заклички».
- Давайте и мы с вами кликнем, позовем жаворонков. Для этого выучим закличку.
Жаворонки, прилетите,
Злую зиму прогоните,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
6. Знакомство с традицией вождение хоровода и украшения деревьев
Слайд 4, 5
- А еще на День весеннего равноденствия было принято водить хороводы.
Как вы думаете, почему люди водили хороводы? (ответы детей)
- Хоровод по форме похож на круг, а солнышко какой формы?
- Хоровод – это танец в честь солнца, хоровод, как и солнце ходит по кругу.
- Как вы думаете, для чего в честь солнца водить хороводы? (Ответы детей)
- Без солнышка не будет тепла, птиц, весны, урожая.
Люди водили хороводы, пели песни, но посмотрите, как вокруг уныло. Деревья ранней весной не цветут, зелени мало. И наши предки, чтобы порадовать птиц и приблизить весну украшали деревья разноцветными лентами. Каждый цвет ленты имел свое значение. Красный обозначала жизнь и здоровье, желтая – солнце и тепло, зеленая – живую природу, голубая – небо и чистоту. Сейчас мы с вами возьмем ленты и потанцуем.
7. Игра-хоровод
Теперь яркие ленты повяжем на дерево, подготовим его к встрече птиц. (дети под музыку завязывают ленточки на дерево)
8. Знакомство с традицией выпекания «Жаворонков» (булочек)
Слайды 6, 7
Самое интересное, что для встречи жаворонков в этот день, в каждом доме пекли из теста булочки в виде птичек с распростертыми или с закрытыми крылышками. Птички из теста должны были приманить настоящих жаворонков, принести за собой весну, хорошую погоду.
Слайд 8
Сладких жаворонков насаживали на палочки и дети с криком и смехом бежали закликать жаворонков. Ребята разламывали булочки и кусочками булочки кормили птиц, как бы задабривая весну и ее вестников – птиц.
Вот и мы с вами для встречи весны будем лепить булочку, похожую на птицу.
9. Объяснение последовательности работы, показ приемов лепки
- Лепить жаворонков будем из теста. Я заранее для вас его замесила. Но это необычное тесто, его не надо выпекать. Изделия из него можно будет сразу съесть. Но сначала вспомним, что надо сделать перед тем, как работать с тестом. (ответы детей)
• Надеть фартук.
• Надеть косынку
• Помыть руки
Слайд 9
А теперь я расскажу, как мы будем лепить булочку. У вас на тарелке лежит кусочек теста под пленкой. Пленку снимаем, тесто разминаем и затем скатываем в шарик. Шарик прямыми движениями ладоней в руках или на клеенке раскатываем в жгут или колбаску. Затем жгут завязываем узлом, оставляя небольшие кончики сверху и снизу. Верхний кончик – это голова. Способом прищипывания делаем клюв. Нижний кончик – это хвост. Расплющиваем его пальцами и ножом делаем надрезы. Делаем глазки из звёздочки гвоздики. Узелок на спинке напоминает сложенные крылышки.
Давайте уточним, что делаем сначала? Затем? (ответы детей)
10. Подготовка к лепке.
Пусть в группе у нас наступит весна,
Волшебные руки творят чудеса.
Пусть птицы летят к нам скорей и скорей
И песни поют для наших друзей.
11. Самостоятельная работа детей
12. Повторение заклички
Молодцы, ребята! Поднимите ваших птичек вверх и еще раз давайте прочитаем закличку, позовем жаворонков. Теперь выложим ваших птичек на блюдо, а после занятия позовем ваших друзей и угостим их. А сейчас вытрем руки влажными салфетками.
13. Оценивание детьми результатов своей работы
Ребята, подойдите ко мне. Наше занятие подошло к концу, но я бы хотела, чтобы вы оценили себя сами. У меня для вас есть смайлики. Красный обозначает «Я очень старался и у меня все получилось», желтый – «Я очень старался, но у меня не все получилось», зеленый – «Я буду стараться и у меня все получится»
14. Итог занятия
- Спасибо вам, ребята, мне было очень интересно с вами работать. Давайте скажем «спасибо» нашим гостям, за то, что они к нам пришли и попрощаемся с ними.