Папки-передвижки

«День весеннего равноденствия. Жаворонки». Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы

Чернышенко Антонина
«День весеннего равноденствия. Жаворонки». Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия: День весеннего равноденствия. Жаворонки.

Цель: Создание условий способствующих формированию личности ребёнка как носителя народных традиций, развитие его национального самосознания и творческого начала.

Задачи занятия:

Познакомить детей с элементами русской календарно-обрядовой культуры, закрепить знания о приметах весеннего календаря.

Объяснить взаимосвязь явлений природы с жизненным укладом человека, отображаемую в различных видах народного творчества.

Научить лепить из теста символы весны – булочки “жаворонки”.

Воспитывать уважение к народным ценностям, любовь к родной земле.

Публикация «„День весеннего равноденствия, Жаворонки“, Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Развивать историческую память, наблюдательность, творческие способности, воображение, эстетический вкус, развитие кругозора детей и их словарного запаса.

Личностные: формировать познавательный интерес к изучаемому материалу; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в речи, делать выводы, организовывать взаимодействие в группе, принимать участие в совместной работе, высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию, проявлять инициативу и самостоятельность в сотрудничестве;

Познавательные: формирование навыков работы с тестом; закрепление знаний о лепке, закрепление природоведческих знаний о времени года «Весна», анализировать полученную информацию;

Задачи по здоровьесбережению:

- развивать зрительную память и моторику рук, управление поведением, уметь слушать и слышать, использование в работе экологически чистый продукт.

Оборудование: мультимедиа.

Материалы и инструменты:

Для воспитанников:

- сладкое тесто, клеенки, одноразовые ножи, влажные салфетки для рук, фартуки, косынки на голову, разноцветные ленты.

Для педагога:

Подборка примет о весне, подборка картинок по теме, аудиозапись голоса жаворонка, аудиозапись для хоровода, аудиозапись музыки П. И. Чайковского адаптированной для детей дошкольного возраста «Пение жаворонка», презентация, макет дерева, смайлики.

Методы и приёмы: погружение в прошлое; наглядность; хоровод; использование произведений устного народного творчества; вопросно-ответная беседа.

Словарная работа: день весеннего равноденствия, заклички

Ход занятия

1. Приветствие гостям.

Ребята, подойдите ко мне. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Повторяйте за мной:

Здравствуйте, гости,

Милости просим.

Здравствуйте (шепотом,

Здравствуйте (обычным голосом,

Здравствуйте (громко)

2. Беседа о дне весеннего равноденствия.

Сейчас мы отправимся в прошлое нашей родины-России и узнаем о том, какой сегодня необычный день.

- Вы знаете, что в прошлом не было ни телефонов, ни радио, ни газет. Как же люди узнавали, какая будет погода? Когда зерно засевать? (ответы детей)

- Для этого люди следили за природой и составляли свой народный календарь примет, а самые важные праздновали.

Один из таких праздников «День весеннего равноденствия».

Слайд 1

- Скажите мне, что нарисовано на картинке? (ответы детей)

- На картинке нарисованы части суток – день и ночь. На нашей картинке день короткий, а ночь длинная. В какое время года ночь длинная, а день короткий?

Слайд 2.

Что изменилось на этой картинке? (День длинный, а ночь короткая). В какое время года так бывает?

Слайд 3

- Какие изменения произошли на этой картинке? (День и ночь равны)

-Правильно. Сегодня, в день весеннего равноденствия день и ночь на мгновение станут равны, после чего ночь, а вместе с ней зима отступят, освобождая место дню и весне. Это праздник смены времен года и наши предки очень пышно отмечали его.

Как называется праздник? Почему он так называется? (ответы детей)

- Люди в старину говорили «зима кончается, а весна начинается», много поговорок и примет связано с этим праздником, с весной.

- А вы знаете какие-нибудь приметы? (Ответы детей)

В марте день с ночью мерятся, равняются.

Коли перелетная птица летит стаями – к дружной весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

Коли грачи прямо на гнезда летят – дружная весна.

Грач на горе – весна во дворе.

Увидал грача – весну встречай

- Много примет связано с перелетными птицами. И это не случайно. Наши предки думали, что весна не приходит сама, ее приносят на крыльях перелетные птицы. Все были уверены, что в день весеннего равноденствия с юга прилетает сорок птиц, открывая путь теплу и весне. И самая первая певчая птица, которая летит к нам –это жаворонок. Его называют первым вестником, певцом весны. Поэтому праздник День весеннего равноденствия еще называют праздником Жаворонков.

- А вы знаете, что это за птица?

- Давайте познакомимся с ней поближе.

3. Просмотр презентации о жаворонке

- Жаворонок певчая птица, которая прилетает к нам ранней весной, когда из-под земли покажется оттаявшая земля.

- Если солнечным весенним днём выйти в поле и прислушаться, то можно услышать звонкую песню, похожую на звон колокольчиков. Песня звучит с высокого голубого неба. Это жаворонок. Он поёт с раннего утра и до позднего вечера. Всю весну. Летом его уже не слышно

- С земли жаворонок похож на маленькую тёмную точку. Но вот жаворонок, трепеща крыльями, быстро спускается вниз. Звонкое пение становится громче. Жаворонок приблизится к земле и тут же спрячется в траве.

- Это птица небольшая, размером с воробья или чуть больше. Окраска оперения скромная: серовато - коричневая, с тёмными полосками и пятнышками. А брюшко светлое. Такая окраска делает жаворонка незаметным среди пучков травы. Головка маленькая, крылья большие, широкие, т. к жаворонок много летает. Испуганный жаворонок поднимает хохолок и издалека кажется, что на голове у него колпак

- Обычно жаворонок поёт на лету, но может петь и на земле, сидя на небольшой кочке.

-Жаворонок не ловит добычу в небе, а ищет корм внизу, на земле. Питается насекомыми, не отказывается от зёрен и семян. Жаворонки помощники человека. Они поедают множество опасных для урожая насекомых, а также семена сорняков

- Гнездо жаворонка - углубление в земле. Гнездо сделано из стебельков, корешков, а внутри - мягкий слой из пуха и шерсти животных.

- Птенцов выкармливают оба родителя. Малыши ещё не умеют летать, но быстро бегают и прячутся в траве при малейшей опасности.

- Жаворонок поет всю весну. Летом его уже не слышно.

4. Беседа по содержанию презентации

- Какую птицу в древности называли певцом весны? Почему?

- Когда к нам прилетает жаворонок?

- Почему жаворонка называют помощником человека?

- Где жаворонок ищет корм?

- Где вьют гнезда жаворонки?

- Из чего они вьют гнезда?

- На какую птицу похож жаворонок?

5. Заучивание заклички

Чтобы жаворонки быстрее прилетели и весну принесли, люди пели песенки, которые назывались «заклички». Заклички от слова «кликать». Как вы думаете, что значит слово «кликать»? (Ответы детей)

- Кликать значит звать, т. е. люди кликали- звали жаворонков. Поэтому эти песенки назывались «заклички».

- Давайте и мы с вами кликнем, позовем жаворонков. Для этого выучим закличку.

Жаворонки, прилетите,

Злую зиму прогоните,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

6. Знакомство с традицией вождение хоровода и украшения деревьев

Слайд 4, 5

- А еще на День весеннего равноденствия было принято водить хороводы.

Как вы думаете, почему люди водили хороводы? (ответы детей)

- Хоровод по форме похож на круг, а солнышко какой формы?

- Хоровод – это танец в честь солнца, хоровод, как и солнце ходит по кругу.

- Как вы думаете, для чего в честь солнца водить хороводы? (Ответы детей)

- Без солнышка не будет тепла, птиц, весны, урожая.

Люди водили хороводы, пели песни, но посмотрите, как вокруг уныло. Деревья ранней весной не цветут, зелени мало. И наши предки, чтобы порадовать птиц и приблизить весну украшали деревья разноцветными лентами. Каждый цвет ленты имел свое значение. Красный обозначала жизнь и здоровье, желтая – солнце и тепло, зеленая – живую природу, голубая – небо и чистоту. Сейчас мы с вами возьмем ленты и потанцуем.

7. Игра-хоровод

Теперь яркие ленты повяжем на дерево, подготовим его к встрече птиц. (дети под музыку завязывают ленточки на дерево)

8. Знакомство с традицией выпекания «Жаворонков» (булочек)

Слайды 6, 7

Самое интересное, что для встречи жаворонков в этот день, в каждом доме пекли из теста булочки в виде птичек с распростертыми или с закрытыми крылышками. Птички из теста должны были приманить настоящих жаворонков, принести за собой весну, хорошую погоду.

Слайд 8

Сладких жаворонков насаживали на палочки и дети с криком и смехом бежали закликать жаворонков. Ребята разламывали булочки и кусочками булочки кормили птиц, как бы задабривая весну и ее вестников – птиц.

Вот и мы с вами для встречи весны будем лепить булочку, похожую на птицу.

9. Объяснение последовательности работы, показ приемов лепки

- Лепить жаворонков будем из теста. Я заранее для вас его замесила. Но это необычное тесто, его не надо выпекать. Изделия из него можно будет сразу съесть. Но сначала вспомним, что надо сделать перед тем, как работать с тестом. (ответы детей)

• Надеть фартук.

• Надеть косынку

• Помыть руки

Слайд 9

А теперь я расскажу, как мы будем лепить булочку. У вас на тарелке лежит кусочек теста под пленкой. Пленку снимаем, тесто разминаем и затем скатываем в шарик. Шарик прямыми движениями ладоней в руках или на клеенке раскатываем в жгут или колбаску. Затем жгут завязываем узлом, оставляя небольшие кончики сверху и снизу. Верхний кончик – это голова. Способом прищипывания делаем клюв. Нижний кончик – это хвост. Расплющиваем его пальцами и ножом делаем надрезы. Делаем глазки из звёздочки гвоздики. Узелок на спинке напоминает сложенные крылышки.

Давайте уточним, что делаем сначала? Затем? (ответы детей)

10. Подготовка к лепке.

Пусть в группе у нас наступит весна,

Волшебные руки творят чудеса.

Пусть птицы летят к нам скорей и скорей

И песни поют для наших друзей.

11. Самостоятельная работа детей

12. Повторение заклички

Молодцы, ребята! Поднимите ваших птичек вверх и еще раз давайте прочитаем закличку, позовем жаворонков. Теперь выложим ваших птичек на блюдо, а после занятия позовем ваших друзей и угостим их. А сейчас вытрем руки влажными салфетками.

13. Оценивание детьми результатов своей работы

Ребята, подойдите ко мне. Наше занятие подошло к концу, но я бы хотела, чтобы вы оценили себя сами. У меня для вас есть смайлики. Красный обозначает «Я очень старался и у меня все получилось», желтый – «Я очень старался, но у меня не все получилось», зеленый – «Я буду стараться и у меня все получится»

14. Итог занятия

- Спасибо вам, ребята, мне было очень интересно с вами работать. Давайте скажем «спасибо» нашим гостям, за то, что они к нам пришли и попрощаемся с ними.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы» Конспект занятия театрализованной деятельности в средней группе «Мы актеры» Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия в детском саду»Фотоотчет «День весеннего равноденствия в детском саду» 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник день весеннего равноденствия. Есть поверье, что.

Фотоотчет о проведении Дня Весеннего РавноденствияФотоотчет о проведении Дня Весеннего Равноденствия День Весеннего Равноденствия - один из старинных языческих праздников, который отмечался многими народами. У древних славян этот праздник.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия»Фотоотчет «День весеннего равноденствия» День весеннего равноденствия, особенный праздник. С 2010 года весеннее равноденствие наступает 20 марта. В этот день Земля вращаясь вокруг.

Фотоотчет «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки» (старшая группа)Фотоотчет «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки» (старшая группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82»Сказка» г. Волжский Волгоградской области Подготовила Абдурайимова.

Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки»Фотоотчёт о развлечении «День весеннего равноденствия. Жаворонки» В этом году день весеннего равноденствия 22 марта. Это особый праздник с вековыми традициями. Издревле в этот день устраивали пышные празднования.

Консультация для родителей «22 марта — Сороки. День весеннего равноденствия» Консультации для родителей. 22 МАРТА - СОРОКИ. ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. На Руси считалось, что в этот день из тёплых стран прилетают.

Сценарий весеннего развлечения «Жаворонки прилетают — Весну-Красну закликают» для родителей и старших дошкольников «Жаворонки прилетают – Весну - Красну закликают» Дети заходят в зал под песню «Весна» (композитор с. Ранда) Воспитатель: Здравствуйте,.

Встреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группыВстреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группы Весна-красна, на чем пришла? Встреча поколений в краеведческом музее. День весеннего равноденствия отметили ребята старшей группы вместе.

«Жаворонки весну кличут». Сценарий праздника дня весеннего равноденствия для детей старшей группы Жавороночки весну кличут Праздник дня весеннего равноденствия для детей старшей группы. Задачи: - Познакомить с традициями весеннего народного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«День весеннего равноденствия. Жаворонки». Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы
Опубликовано: 16 июня 2019 в 12:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««День весеннего равноденствия. Жаворонки». Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Чернышенко Антонина (УИ 1965750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД