Оксана Хорохова
«День родного языка!» Сценарий развлечения для детей подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение для детей подготовительных групп «День родного языка!»
Цель: Создание у детей положительного эмоционального настроя. Развитие речи у детей через знакомство с особенностями культуры родного языка.
Задачи:
1. Познакомить детей с «Международным днем родного языка.
2. Воспитание у детей интерес к родному языку через речевые игры, пословицы, поговорки, сказки, частушки, скороговорки.
3. Активизировать артикуляционный аппарат, фонематический слух.
4. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, творческое воображение.
5. Развивать грамматический строй речи, словарь, дикцию.
Темочки:
- День родного языка. 21 февраля
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
6. Формировать интерес к слову, речи, расширять знания и кругозор.
Ход развлечения.
Вед: Добрый день, уважаемые друзья! Рады видеть вас в нашем уютном зале! Сегодня особенный день! 21 февраля – Международный день родного языка. Родной язык чрезвычайно важен для каждого из нас! Что же это такое «Родной язык?» Как вы думаете? (ответы детей.)
Вед: Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы и папы, бабушки и дедушки, и на котором говорим МЫ с вами. На своём родном языке мы думаем, общаемся, творим. Без языка наша жизнь была бы ужасно скучной и неинтересной! Каждый человек должен знать и хорошо говорить на своём родном языке!
Как он велик и необъятен,
Язык мой. Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
(Под музыку вбегает зайчонок)
Вед: Здравствуй, Зайка, вернее не просто Зайка, а Зайка – Многочитайка. Что же задержало тебя в дороге?
Зайка: Здравствуйте, ребята! Как же вас здесь мно-о-о-го! Еле – еле лапы унёс от проказницы - лисы.
Вед: Не переживай, ты успел как раз вовремя!
Зайка: Ух ты! Всё – таки успел! Я очень рад! Не хотелось бы его пропустить, ведь развлечения я очень люблю!
Вед: Я думаю, ты не будешь сегодня скучать, а вместе с ребятами проведёшь это время с пользой. А сейчас я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
Посмотрим, понимаете ли вы, чему учат эти пословицы?
«Язык до Киева доведёт». Расспрашивая людей, куда идти, можно добраться до любого места.
«Язык без костей, что хочет, то и лопочет». Так говорят о человеке, который любит поговорить и болтает всякие глупости.
«Язык острее бритвы». Острая бритва наносит рану, а язык, произнося слова, иногда наносит рану больнее острой бритвы. Физическая рана заживёт, а обида на сердце может остаться на всю жизнь.
«Язык мой – враг мой». Некоторые люди не думают, о чём говорят, а потом сожалеют об этом.
«Языком не спеши – спеши делом». Не нужно хвастаться, что сделаешь то и то. Сначала сделай, а потом хвались, как здорово у тебя получилось.
«Слушай больше, а говори меньше». Если больше слушать, то и знать будешь больше.
«Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Надо думать, что ты говоришь. Необдуманные слова могут сильно обидеть человека.
«На языке мёд, а на сердце лёд». Это люди, которые кажутся на вид хорошими, улыбаются, говорят, что любят, а в сердце ненавидят.
Зайка: Какие же вы молодцы – ребята! Я и не знал, что дети в детском саду такие умные!
Вед: Да, Зайка, они у нас такие!
Издавна русский народ слагал песни, стихи и сказки для детей.
Зайка: Сказки? Я их просто обожаю! А ваши ребята любят сказки? (Дети: «Да) Тогда можно, я проверю, как хорошо они их знают?
Вед: Лично я - не против. А вы, ребята, не против?
Зайка: Вот и замечательно! Тогда давайте поиграем в игру «Сказочные фразы». Я начну фразу, а вы продолжите.
Игра «Сказочные фразы».
В некотором царстве (в некотором государстве).
По щучьему велению (по моему хотению).
Скоро сказка сказывается (да не скоро дело делается).
Несёт меня лиса (за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
И я там был, мёд – пиво пил (по усам текло, а в рот не попало).
Стали они жить — поживать (и добра наживать).
Зайка: Хорошо, но это ещё не все испытания. Продолжаем сказочную тему.
Игра «Угадай сказку».
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
К дому подошла – обманула петуха.
Унесла его в тёмные леса,
За высокие горы, за быстрые реки.
(Петушок – золотой гребешок)
В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?
(Гуси – лебеди)
В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?
(Крошечка - Хаврошечка)
«В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею. У него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (Царевна-лягушка)
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)
В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в корзине с пирогами, которую нёс медведь?
(Маша и медведь)
Вед: У меня тоже есть для вас загадки про сказки.
• Строили домик два порося,
Всё лето ленились лентяи зазря,
А третий из них дом-крепость сложил
И серого волка он проучил. («Три поросёнка»)
• Девочка с шапочкой красной жила.
К бабушке как – то горшочек несла.
Волка она повстречала в лесу –
Не нужно по лесу ходить одному! («Красная шапочка»)
• Дедушка овощ один посадил.
Вырос, а выкопать не было сил.
Пришлось ему всей семьёй помогать,
Мышке «спасибо» надо сказать. («Репка»)
• Бабка скатала с муки колобок.
В лес укатился, догнать дед не смог.
В лесу повстречал он разных зверей.
Из них лиса оказалась хитрей. («Колобок»)
• Девочка-крошка в цветочке жила
Жабу, жука опасалась она.
Ласточке-птичке она помогла
И птичка ее от крота унесла. («Дюймовочка»)
• Жил зайчонок в своей избе.
Лиса захотела забрать дом себе.
Вовремя Петя-петух прибежал
Лисичку-сестричку из дома прогнал. («Заюшкина избушка»)
• Бабушка с дедушкой вместе жила.
Курочка Ряба им яйца несла.
Баба и дед сколь ни били яйцо,
Мышка хвостом лишь разбила его. («Курочка Ряба»)
• В сказке доктор есть один,
Он зверюшек всех лечил,
Но явился Бармалей
Любил кушать он детей. («Доктор Айболит»)
• Есть коза, козлята, волк.
Что за сказка? В чём в ней толк?
Дверь чужим не открывать,
Только близких в дом впускать! («Волк и семеро козлят»)
Зайка: А можно мы немного разомнёмся? Я знаю отличную физминутку! Повторяйте за мной!
Физминутка «Любимые сказки»
Будем мы маршировать
Будем сказки вспоминать
«Рукавичка» (поднимаем руку)
«Теремок» (делаем «крышу» над головой)
«Колобок» – румяный бок («рисуем» круг руками)
Есть Снегурочка – краса, («рисуем» фигуру Снегурочки)
«Три медведя», «Волк и лиса» (имитируем движения)
Не забудем «Сивку – Бурку»
Нашу вещую Каурку.
Про Жар – птицу сказку знаем, (имитируем полет птицы)
«Репку» мы не забываем.
Знаем волка и козлят -
Этим сказкам каждый рад (маршируем)
Вед: Ну что ж, отлично! Немного отдохнули и можно продолжать.
Игра «Скажи наоборот»
Я буду говорить вам слово, а вы назовёте противоположное, то есть наоборот. Например: большой – маленький. Понятно?
Слова: Чистый – грязный, день –ночь, длинный – короткий, весёлый – грустный, больной – здоровый, новый – старый, широкий – узкий, твёрдый – мягкий, толстый – худой, прямой – кривой, пустой – полный, тяжёлый – лёгкий.
Вед: Русский народ очень любил повеселиться и часто придумывал частушки. Ребята, а вы знаете, что такое «частушки»? А ты, Зайка, знаешь?
Зайка: Кажется, да. Это такие веселые стишки, которые поют?
Вед: Да, Зайка, это они. Частушки – это короткие песенки часто со смешным содержанием. В них высмеиваются недостатки людей: например, лень. Они учат быть трудолюбивыми. Ребята подготовили для вас частушки. Поприветствуем ребят!
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова
Причесала языком.
Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.
Петя ловко ловит рыбу
Может плотик смастерить,
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить!
Сидит Лёшка за столом
Ковыряется в носу
А козявка отвечает:
Всё равно не вылезу!
Мы немного пошутили,
Посмеялмсь над собой,
Если что присочинили –
Так проступок небольшой!
Вед: Спасибо ребятам! В старину любили не только частушки, но и скороговорки! И сейчас посмотрим, смогут ли наши дети их повторить.
На кого посмотрю, тот и повторит скороговорку.
• На горе Арарат вырос крупный виноград.
• На дворе – трава, на траве – дрова.
• Маша, пей сыворотку из-под простокваши.
• У моей сестры Марины щёки словно мандарины, а сама сестра Марина чуть побольше мандарина.
• Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!
• Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.
• Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубки сразу же сломали.
Зайка: Какие же вы молодцы! Задание было не простым, но вы справились! Вы хорошо потрудились и немного устали, поэтому предлагаю немного потанцевать! Поднимайтесь и повторяйте движения за мной.
Флэшмоб с Зайкой.
Зайка: Ну вот, теперь другое дело! Немного размялись. Ребята, я тоже хотел бы с вами поиграть ещё в одну игру.
Игра «Какой? Какая? Какие?» А сейчас не зевайте - слова правильно изменяйте!
• Варенье из клубники (какое) – клубничное.
• Салат из моркови (какой) – морковный.
• Матрёшка из дерева (какая) – деревянная.
• Машинка из бумаги (какая) - бумажная.
• Компот из яблок (какой) – яблочный.
• Ложка из серебра (какая) – серебряная.
• Браслет из золота (какой) – золотой.
Зайка: Вам понравилась моя игра? Я очень рад! Спасибо вам, ребята! Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. До свидания!
Вед: До свидания, Зайка - Многочитайка! Приходи к нам ещё!
Вед: Дорогие ребята! Любите и берегите родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми словами.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка)
Дети разных наций весело живут,
Друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо всем на свете,
Когда на планете дружат все дети?
Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
Всего вам доброго! До новых встреч, друзья!