Алеся Горбанёва
Развивающий потенциал игр В. В. Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающий потенциал игр В. В. Воскобовича
в реализации преемственности образовательных учреждений
Горбанёва Алеся Александровна, воспитатель
Калугина Светлана Александровна, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 62 Приморского района Санкт-Петербурга
Публикация «Развивающий потенциал игр В, В, Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Аннотация: Развивающий потенциал игр В. В. Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений - это комплексная методика, которая позволяет развивать у детей такие качества, как логическое мышление, внимание, память, моторику, коммуникативные навыки и творческий потенциал. Она основывается на использовании игровых технологий, специально разработанных В. В. Воскобовичем, и предназначена для работы с детьми различных возрастов и уровней развития.
Ключевые слова: Единый комплексный подход, благоприятная образовательная среда, преемственность в обучении, гладкий переход детей из одного учебного заведения в другое, позитивное отношение к обучению, лучшая адаптация к новым условиям, эффективный инструмент, гармоничное развитие личности ребенка.
Преемственность в образовательных учреждениях – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах его развития. Развивающие игры В. В. Воскобовича отвечают всем этим требованиям, поэтому в своей образовательной деятельности с детьми наши педагоги с удовольствием используют их с самого раннего возраста до выпуска ребенка в начальную школу. Развивающие игры В. В. Воскобовича гармонично вплетаются во все направления развития в ДОУ по возрастным группам и предметные области в начальной школе. Актуальность развивающих игр В. В. Воскобовича, на разных этапах образования, переходящих из одной ступени в другую, состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Игры Воскобовича отличаются высокой эффективностью и практической доступностью – по сути, это форма взаимодействия педагога и детей через игры и сказки. Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче проходят адаптацию в детском саду, и в итоге, лучше подготовлены к дальнейшему обучению в начальной школе. Поэтому в системе работы нашего ДОУ мы уверены, что потенциал развивающих игр В. В. Воскобовича очень высок и они органично вписываются в образовательную и воспитательную работу, раскрывая каждую из образовательных областей ФГОС ДО.
Проблема преемственности между разными этапами образования и адаптацией детей, переходящих из одной ступени образования в другую является очень актуальной. Переходя из группы раннего возраста в - дошкольную, детям приходится преодолевать трудности привыкания к новым условиям жизни, новым требованиям, воспитателям, детям, обстановке вокруг. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрессами, как у детей, так и у родителей. Развивающие игры Воскобовича, сопровождая ребенка на каждой ступени образовательного процесса, позволяют выполнять реализацию единой линии развития ребенка, обеспечивая целостный последовательный и перспективный характер педагогического процесса.
Преемственность основывается на идее ведущей деятельности или периодизации детского развития, которая предполагает смену ведущего типа деятельности в зависимости от возраста и новообразований у ребенка :
• Ведущая деятельность до 1,5 лет
Непосредственно эмоциональное общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими людьми
Рекомендуемые пособия: «Фиолетовый лес», Кораблик «Плюх-плюх», «Фонарики», «Лепестки», «Коврограф Ларчик» и пр.
• от 1,5 до 3 лет предметно-манипулятивная деятельность
Ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами: у него возникают речь, смысловое обозначение вещей, восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление
Рекомендуемые пособия:
«Чудо-соты», «Черепашки», «Чудо-крестики», «Цветные льдинки», «Шнур-Затейник», «Волшебный квадрат» и пр.
• от 3 до 6 лет игровая деятельность
В игре развиваются воображение, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления
Рекомендуемые пособия:
«Теремки Воскобовича», «Игровизор», «Кораблик Брызг-брызг», «Двух/четырёхцветные квадраты Воскобовича», «Геоконт Малыш» и пр.
• от 6 до 10 лет учебная деятельность
На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование, а также потребности и мотивы учения
Рекомендуемые пособия:
«Геоконт», «Счетовозик», «Волшебная восьмерка», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки» и пр.
Особенность развивающих игр В. В. Воскобовича
• Широкий возрастной диапазон (1,5–8 лет)
• Функциональность вариативность (в планах развития способностей)
• Образность подачи материала (персонажи, сказки)
• Сказочная среда «Фиолетовый лес»
• Комфортность работы педагога
• Соответствие требованиям ФГТ и ФГОС ДО
• Универсальность по отношению к федеральным программам
• Широкая направленность: дошкольная, школьная, коррекционная
• Красочность, долговечность, экологичность
• Разнообразность и уникальность игровых средств
Мы видим, что все развивающие игры Воскобовича можно использовать в группах разных возрастов для всестороннего развития детей, решая специфические для каждого возраста задачи. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Развивающие игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны как для трехлеток, так и для семилеток, учеников начальной школы. Для малышей предусмотрены несложные одно- или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи. Поэтому данные игры в своем ДОУ мы используем по всех возрастных группах.
Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Ребенок одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику руки. Ребенок имеет возможность осуществлять свои творческие задумки в реальность. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с Нетающими Льдинками или разноцветными паутинами Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает Секреты Чудо-Цветика, в чем ему помогает Малыш Гео. Все эти сказочные персонажи «сопровождают» ребенка с самого раннего возраста и до выпуска в начальную школу, «переходя» с ним из группы в группу. Игра интригует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Ребенок образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. А взрослый – это равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением.
В нашем ДОУ педагоги постоянно используют развивающие игры Воскобовича в ходе образовательной, самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности (мастер-классы, родительские собрания).
Чтобы немного понять, как это все действует на практике, предлагаем вам познакомиться с одним из самым популярным пособием Воскобовича.
Пособие «Кораблик Плюх-плюх»
На примере одного из самых популярных пособий «Кораблик плюх-плюх» можно проследить как в группах разного возраста происходит единый, непрерывный образовательный процесс.
Данное пособие (как и все остальные развивающие игры Воскобовича) является многофункциональной игрой, с помощью которой у детей в группах кратковременного пребывания (самый ранний возраст, адаптационный период) развиваются внимание, мышление, мелкая моторика, познавательная активность малыша, знакомство с предметным миром и многое другое.
В группах ясельного возраста и младшей (ранний возраст) развиваются сенсорные и творческие способности, мелкая моторика, внимание, мышление, память, воображение. К уже полученным знаниям в самом раннем возрасте добавляются понятия о звуках, основные математические представления, цвета, формы, величины и многое другое.
В средней и старшей группах (средний дошкольный возраст) у детей, обучающихся с использованием развивающих игр Воскобовича, продолжают развиваться воображение, развитие речи, внимание и начинают появляться элементарные математические понятия (освоение состава из единиц, количественные отношения) и многое другое…
Познание через игровые приемы и методы на уроках, их последовательность и взаимосвязь способствуют развитию творческих способностей младших школьников и их личностных качеств.
Таким образом, мы видим, как одни и те же развивающие игры могут «пройти» с ребенком весь путь его развития, делая процесс обучения занимательным для ребенка, от самого раннего возраста до выпуска в начальную школу.
Задачи технологии развивающих игр В. В. Воскобовича :
• Развитие любознательности, базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений)
• Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
• Развитие и накопление познавательно-творческого опыта через практическую деятельность
• Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)
Развивающие игры Воскобовича разработаны, исходя из интересов детей по возрастным группам, начиная с самого раннего возраста. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребёнка к обучению в начальной школе.
Результаты мониторинга, проводимого в нашем ДОУ, при использовании в образовательной деятельности разных возрастных групп, развивающих игр Воскобовича, показали, что их применение даёт положительные результаты. На основании показателей роста диагностики, как инструмента мониторинга, можно с уверенностью сказать, что решение поставленных воспитательных и образовательных задач по всестороннему развитию детей, проходит успешно. В группах увеличилось количество детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так : интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по технологии Воскобовича на каждом этапе их развития, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать.
Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности детей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это очень успешно и с интересом.
Список литературы:
1. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М: Просвещение 1976
2. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры.
3. Инструкции к играм Воскобовича В. В.