Елена Максименкова
Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста. Развивающий кружок «Гнёздышко» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание развивающей программы кружка «Гнёздышко»
I ЧАСТЬ
Месяц: Сентябрь
Занятие №1
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы (большие и маленькие шарики).
Цель
Накопление сенсорных представлений: величины, развитие мелкой моторики, координация движений.
Содержание
Публикация «Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста, Развивающий кружок „Гнёздышко“ (часть 1)» размещена в разделах
- Гнезда и птенцы весной
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Фиксировать внимание детей на величине предметов; формировать простейшие приёмы различения величины, учить понимать слова (такой, не такой, большой, маленький).
Занятия с группой детей по 3-4 человека по 8 минут.
Дидактический материал, оборудование
Пластмассовые шарики (большие и маленькие).
Большие и маленькие пирамидки с одинаковыми по величине кольцами.
Сопутствующие формы работы
Занятие с дидактическим материалом, наблюдение за действиями взрослого.
Занятие №2
Размещение фигурок разной формы в соответствующие отверстия.
Цель
Формируем умение группировать предметы по форме, учить соотносить предметы в соответствии с ячейкой. Продолжаем учить детей различать фигурки по форме, величине и цвету. Развиваем мелкую моторику руки. Учим различать слова «такой же», «не такой».
Содержание
Накопление сенсорных представлений, различаем фигурки по форме, цвету, реагируем на слова «такой же», «не такой».
Занятия по 8 минут с группой из 3-4 детей.
Дидактический материал, оборудование
Вкладыши с разноцветными и разными по форме геометрическими фигурками.
Сопутствующие формы работы
Занятие с дидактическим материалом, наблюдение за действиями взрослого.
Занятие №3
Размещение палочек двух цветов в соответствующие стаканчики.
Цель
Закрепляем умение группировать с соотносить по цвету одинаковые предметы.
Содержание
Предложить детям разложить данные предметы по цвету. Фиксируем вынимание на цвете. Учим реагировать на слова «такой же», «не такой», цвета «синий», «красный».
Дидактический материал, оборудование
Пластмассовые стаканчики двух цветов: красного, синего и палочки соответствующих цветов. Предлагаем детям разложить палочки в стаканчики, похвалить за то, что получилось.
Сопутствующие формы работы
Занятие с дидактическим материалом, наблюдение за действиями взрослого.
Занятие №4
Изготовление бус.
Цель
Закрепляем умения группировать и чередовать предметы по цвету; учим нанизывать бусинки на шнурок.
Содержание
Координируем движения руки, предлагаем детям нанизывать на шнурок синий, красный, зелёный шарики и т. д.
Упражнять в различении цветов.
Занятия с группой детей из 3-4 человек по 8 минут.
Дидактический материал, оборудование
Бусинки - шарики красного, синего, зелёного цветов и шнурки соответствующих цветов.
Сопутствующие формы работы
Рассматривание картинок, готовых образцов, бус, изучение цвета.
Месяц: Октябрь
Занятие №1
Раскладывание больших и маленьких бус.
Цель
Совершенствование умения чередовать предметы по величине и по одному из признаков.
Содержание
Предложить сделать для кукол бусы большие и маленькие, координировать движения руки. Говорим: «Берём большую бусинку и одеваем на шнурочек, бусинка круглая, большая или маленькая».
Дидактический материал, оборудование
Мозаика из кружочков больших и маленьких. Бусы из бусинок больших и маленьких.
Сопутствующие формы работы
Рассматривание картинок, готовых образцов, бус, изучение цвета.
Занятие №2
Выкладывание мозаики: «Ёлочки и грибочки».
Цель
Закрепить представление о том, что один и тот же цвет может быть использован для изображения разных предметов.
Содержание
Предлагаем детям выложить под ёлочку грибок такого же цвета и чередовать предмет друг с другом, делая мозаику.
Занятия с группой из 3-4 человек по 8 минут.
Дидактический материал, оборудование
Мозаика из картона трёх цветов: красный, синий, зелёный.
Сопутствующие формы работы
Наглядный пример рассматривания образца, действия с предметом.
Занятие №3
«Пирамидка».
Цель
Учим нанизывать кольца пирамидки по цвету и по мере уменьшения. Развиваем мелкую моторику руки.
Содержание
Обратить внимание детей на то, что у пирамидки колечки разной величины и цвета. Начинаем нанизывать на пирамидку с самого большого кольца. Обратить внимание, на слово «самый большой».
Занятия с детьми по 8 минут.
Дидактический материал, оборудование
Пирамидки из 3-4 колец, убывающие по величине. Каждому ребёнку по пирамидке.
Сопутствующие формы работы
Рассматривание образца, самостоятельное действие с предметом.
Занятие №4
«Вот какая матрешка».
Цель
Учимся собирать двухместную матрёшку, соотносить детали друг с другом.
Содержание
Познакомить ребёнка с народной игрушкой. В игрушке живёт другая. Обратить внимание на красоту костюма матрёшки.
Занятия с детьми по 8 минут.
Дидактический материал, оборудование
Деревянная матрёшка из двух частей на двух или трёх детей.
Сопутствующие формы работы
Рассматривание образа, самостоятельное действие с предметом.
Месяц: Ноябрь
Занятие №1
Игра "Курица и цыплята"
Цель
Развитие внимания, умения повторять действия взрослых и проговаривать короткие стихи.
Содержание
Воспитатель изображает курицу и проговаривает : «Как мои ребятушки, жёлтые цыплятушки, пошли по двору гулять, себе зёрнышки искать. Стали зёрнышки искать, чтобы маме показать. Мама, мама посмотри пи-пи-пи, пи-пи-пи!»
Малыши ходят по группе, покачивая головами и помахивая руками -крылышками. Со словами «пи-пи-пи» бегут к воспитателю и прижимаются к ней. Игра повторяется несколько раз.
Дидактический материал, оборудование
На каждого ребёнка картинка цыплёнка.
Сопутствующие формы работы
Чтение книг, рассматривание картинок, заучивание стиха.
Занятие №2
Игра «Зеркало».
Цель
Развитие внимания, координации движений.
Содержание
Игра научит ребёнка внимательно следить за движениями взрослого и подражать ему. Воспитатель предлагает малышу повторить его движения.
Дидактический материал, оборудование
Игра помогает развивать у ребёнка умение выполнять действия по показу и словесному указанию взрослого.
Сопутствующие формы работы
Игра со взрослым.
Занятие №3
Игра «Котятки».
Цель
Развитие внимания, умения повторять действия за взрослыми. Координация движений.
Содержание
Читаем стих.
Все котятки
Мыли лапки:
Вот так! вот так!
Мыли ушки.
Мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко - сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
Текст сопровождается движениями - имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали» дети ложатся на ковёр и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.
Дидактический материал, оборудование
Игра помогает развивать у ребёнка умение выполнять действия по показу и словесному указанию взрослого.
Сопутствующие формы работы
Чтение книг, стихов, потешек, проговаривание слов за взрослым.
Занятие №4
Игра «Кошечка пришла в гости».
Цель
Развитие координации движений. Обучение ребёнка понимания инструкций взрослых,обогащение эмоциональной сферы.
Содержание
Взрослый выкладывает на полу вырезанные из картона следы какого-нибудь животного (можно нарисовать мелом на полу). Затем обращается к кому-либо из детей: «К нам в гости пришла кошечка, но почему-то
спряталась, она, наверное, хочет с тобой поиграть. Давай отыщем кошечку и поиграем с ней. Только искать её надо обязательно наступая на каждый след». Ребёнок, двигаясь по следам, доходит до игрушки, играет с ней: кормит, катает, рассказывает стишок:
«Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка»
Дидактический материал, оборудование
Игра помогает развивать у ребёнка умение выполнять действия по показанному примеру и словесному указанию взрослого.
Сопутствующие формы работы
Чтение книг, стихов, потешек, проговаривание слов за взрослым.
Месяц: Декабрь
Занятие №1
Игра "Что или кто это?"
Цель
Развитие творческих способностей у ребёнка.
Содержание
Взрослый изображает движениями и звуками поезд, машину, самолёт, собаку, кошку, петуха, курочку. Спрашивает детей: «Что или кого я показала?». Ребята отгадывают.
После игры можно прочитать стих про кошечку, поезд и т. д.
Чух-чух, чух-чух, Вы со мной знакомы близко.
Мчится поезд Я - приветливая киска.
Во весь дух. Кверху - кисточки на ушках,
Паровоз пыхтит. Когти спрятаны в подушках.
-Тороплюсь!- гудит, - Мя-у!
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
Сопутствующие формы работы
Чтение книг, рассматривание иллюстраций, наблюдение за повадками живой кошки.
Занятие №2
Игра «Что катится?»
Цель
Знакомство с формой предмета и его особенностями.
Содержание
Воспитатель предлагает детям прокатить шары с горки, обратить внимание на то, как они катятся. Затем прокатить с горки кубик. Спрашиваем у ребёнка: «Легко ли катится кубик?». Далее малыш продолжает скатывать с горки эти предметы. Постепенно взрослый помогает сделать ребёнку вывод: шарик катится, а кубик нет, так как острые углы мешают ему катится, а у шарика углов нет.
Игра повторяется многократно с использованием различных геометрических форм: цилиндр, призма, кольцо.
Сопутствующие формы работы
Наблюдение за действиями воспитателя.
Занятие №3
Игра «Поехали-поехали».
Цель
Научить ребёнка совершать действия руками, раскрывать ладонь, широко разводя пальцы в соответствии со стихотворным текстом.
Содержание
Читаем стих:
Поехали - поехали.
С орехами, с орехами,
К дедушке за репкой.
Жёлтой, большой,
Вот какой!
Поехали - поехали.
К зайчику за мячиком.
За мячиком твоим,
Круглым и большим. Вот каким!
Во время произношения фразы «Вот какой!» взрослый разводит ладони в стороны.
Сопутствующие формы работы
Наблюдение за действиями воспитателя.
Занятие №4
Игра «Этот пальчик хочет спать».
Цель
Активизируем движения пальцев рук.
Содержание
Читаем стих:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми.
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Взрослый будто разговаривает вместе с пальчиками своей руки и
просит повторять детей.
Сопутствующие формы работы
Наблюдение за действиями воспитателя.