Сапожникова Марина Михайловна
Развивающие альбомы как форма сотрудничества специалиста и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие альбомы как форма сотрудничества специалиста и родителей.
Учитель – логопед Сапожникова. М. М. МБДОУ комбинированного вида Д/с №8 «Василек».
Аннотация.
В статье представлена одна из форм работы с родителями – развивающие альбомы, содержание которых построено с учетом возраста детей. Представленные в них игры и упражнения для детей с общим недоразвитием речи могут проводиться в домашних условиях.
Ключевые слова. Профилактика дисграфии и дислексии, взаимодействие специалистов и родителей, общее недоразвитие речи.
Публикация «Развивающие альбомы как форма сотрудничества специалиста и родителей» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, установления первых отношений с людьми.
В целях обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей мы составили альбомы развивающих игр для детей 4 -5, 5 -6 и 6 -7 лет с общим недоразвитием речи. Они помогут родителям при организации домашних занятий с детьми. Как оказалось позже, данные альбомы интересны не только членам семьи наших воспитанников, но и педагогам.
Иногда родители детей, прошедших ПМПК, по разным причинам отказываются переводить детей в логопедическую группу. Перед педагогами стоит вопрос об оказании коррекционной помощи детям с ОНР, но не имея специального образования или опыта и дидактического и методического инструментария, трудно организовать образовательный процесс. Поскольку одна из целей дошкольного образования – формирование предпосылок к учебной деятельности, необходимо организовать развивающую и коррекционную работу по профилактике нарушений письма и чтения у детей с ОНР.
В своей работе мы опирались на методики, разработанные такими авторами, как З. Е. Агранович, Е. М. Косинова, О. И. Крупенчук, В. В. Конаваленко, Л. Н. Смирнова, Т. А. Ткаченко, а также на собственные педагогические наработки. Например, мы адаптировали систему обучения навыкам чтения И. Л. Калининой под перспективное и календарное планирование и предложили варианты использования элементов данной методики для детей с речевыми нарушениями.
Новизна методической разработки состоит в том, что:
Помимо игр, направленных на речевое развитие, в сборник включены задания на развитие высших психических функций и мелкой моторики;
Задания охватывют все образовательные области с учетом ФГОС ДО: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие;
- в альбомах прослеживается динамика обученности воспитанников по мере выполнения игровых заданий;
- в альбомах включены списки художественной литературы по изучаемым лексическим темам в помощь родителям;
- в конце альбомов есть памятки с рекомендациями, алгоритмами и описанием способов выполнения игровых заданий в помощь начинающим логопедам, воспитателям и родителям;
- в альбомах содержится богатый иллюстративный материал, а также материал по профилактике дисграфии и дислексии у детей 5 -7 лет.
Рассмотрим содержание альбомов подробнее.
Альбом для детей 4 – лет включает в себя игры на обогащение словарного запаса по изучаемым лексическим темам, развитие грамматического строя речи, активизацию речевой деятельности и развитие самостоятельной фразовой речи.
В альбоме для детей 5 -6 лет содержатся игры, развивающие фонематическое восприятие и более сложные процессы, такие как фонематический анализ и синтез.
Альбом для детей 6 – 7 лет состоит из двух частей. Первая – включает в себя игры на обогащение словарного запаса, подбор антонимов, развитие грамматического строя речи, связной речи. Вторая – содержит игры на формирование фонематического восприятия и более сложных процессов, таких как фонематические анализ и синтез, закрепление графического образа буквы.
Так наша методическая разработка дает возможность учителям – логопедам помочь родителям воспитанников с ОНР организовать домашние задания, а воспитателям осуществить индивидуальную работу с ребенком и тем самым не допустить отставания в освоении основной общеобразовательной программы, возникновения школьных трудностей, связанных с речевым недоразвитием.
Список литературы.
Агронович. З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб, 2006.
Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб., 2010.
Калинина. И. Л Учим детей читать и писать. М. ,1997.
Крупенчук. О. И. Научите меня говорить правильно: Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. ,2004.
Ткаченко. Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. М. ,2001 .