Шкунова Анна
Развивающее занятие «Чтение сказки «Как медвежата сыр делили»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее занятие.
Чтение сказки : «Как медвежата сыр делили»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы и фольклора)
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств личности детей, через восприятие произведений художественной литературы.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Развивающее занятие „Чтение сказки „Как медвежата сыр делили“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
-познакомить детей с венгерской народной сказкой «Два жадных медвежонка»;
-формировать у детей умение воспринимать текст сказки на слух, понимать ее смысл;
-формировать знания о понятиях: «жадность», «щедрость»
Развивающие :
-развивать диалогическую, устную речь детей,
расширять словарный запас через понимание смысла слов: наказ, понурые, головка сыра, дележка, насытились;
-развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к художественной литературе;
-воспитывать нравственные качества личности детей: доброту, щедрость. сострадание и сочувствие;
-воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с ножницами
Материалы и оборудование: книга «Два жадных медвежонка», иллюстрации жадных детей и людей, мяч, плоскостные изображения прямоугольника на бумаге и ножницы по количеству детей.
Технологии: технология продуктивного чтения-слушания О. В. Чиндиловой.
Интеграция образовательных областей:
Мотивационный этап: познавательное развитие, речевое развитие.
Ориентировочный этап: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Исполнительский этап: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Рефлексивный этап: социально – коммуникативное развитие.
Перспективный этап: социально – коммуникативное развитие.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
Задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, создать условия для развития любознательности, связной речи как средства общения.
* Ребята, а вы любите сказки? (Да).
* Какие сказки вы знаете? («Колобок», «Теремок» и т. д.).
* Ребята, я недавно просматривала книги в нашем книжном уголке и мне попалась вот такая книжка со сказкой. (Показываю обложку книги).
* Что изображено на обложке? (Выслушиваю ответы детей).
* Как вы думаете, о чем эта книга? (Предположения детей).
* Как много предположений вы сделали, а смогли мы точно сказать, о чем эта сказка? (нет, у всех разные предположения)
* Ребята, у нас есть подсказка. Посмотрите на картинки, может они вам чем-нибудь помогут. Демонстрация картинок жадных людей, животных.
* Что изображено на картинках?
* Так, о чем же сказка? На обложке – медвежата, на подсказках жадные дети ….
(предположения детей)
* Ребята, а как проверить правильно мы с вами догадались, или нет? Что нужно сделать? прочитать сказку)
2. Ориентировочный этап.
Задача: развивать целенаправленность своих действий.
* Ребята, для чего мы будем читать сказку? (Чтобы узнать, о чем она и правильно ли мы догадались) - это будет детская цель к чтению
3. Исполнительский этап
Задачи:
* создать условия для эмоционального восприятия текста,
* развивать слуховое внимания и воображение,
* развивать связную речь, как средство общения,
* развивать умения выражать своё отношение к героям произведения,
* развивать умения взаимодействия друг с другом и координацию движений в подвижной игре,
* развивать мелкую моторку.
Воспитатель читает текст, поясняет значение новых слов, комментирует, задает вопросы по тексту.
(Спросить детей, как они думают, что обозначают слова, если затрудняются, то дать объяснение: наказ-поучение, просьба, пожелание; понурые- грустные, печальные; дележка- деление на части; насытились- наелись, поесть в большом количестве)
. Так и шла ДЕЛЕЖКА. Медвежата только черными носами водили туда-сюда - от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не НАСЫТИЛАСЬ, она все делила и делила.
. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего. ПОНУРЫЕ брели рядышком медвежата.
. Обняла старая медведица сыновей и НАКАЗАЛА им никогда не расставаться друг с другом.
После чтения рассказа, воспитатель проводит обобщающую беседу.
* Ребята, вам понравилась сказка? (ответы детей)
* Теперь мы можем сказать, о чем она? (да, она про) – подтверждение детской цели к чтению
* Почему поссорились медвежата? (Не могли поделить сыр).
* С кем жили медвежата? (с мамой медведицей).
* Что решили медвежата? (пойти по белу свету).
* Что наказала медведица своим сыновьям? (никогда не расставаться друг с другом).
* Что нашли медвежата? (головку сыра).
* Почему не сумели они ее поделить? (жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина).
* Кто им поделил? (лиса).
* Как она его делила? Расскажите. (дети рассказывают с помощью воспитателя).
* Достался сыр медвежатам? (очень мало, но поровну).
* А медвежата какие в сказке? (жадные, глупые, доверчивые).
* А какая в сказке лиса? (хитрая, плутовка, обманщица, коварная).
* Чем заканчивается сказка? (так бывает с теми, кто жадничает).
* А теперь немного отдохнем.
* минутка. Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили Вот так, вот так Головой своей крутили. (повороты головы). Медвежата мед искали И деревья все качали. Вот так, вот так И деревья все качали. (наклоны туловища в разные стороны). Быстро с дерева слезали Носы от пчел защищали, Вот так, вот так Носы от пчел защищали. (отмахиваются ладошками у своего лица).
Дети присаживаются на стулья.
Продолжение беседы:
* Дети, это венгерская народная сказка. Её написал венгерский народ.
* Как бы вы её назвали? (предложения детей)
* Венгерский народ назвал её «Два жадных медвежонка».
* Чему нас учит эта сказка? (не жадничать, делиться с другими).
* Если жадным быть плохо, то каким быть хорошо? (ответы детей)
* Правильно, ребята, нужно быть добрым, а еще не жадничать, делиться с другими, т. е. быть ЩЕДРЫМ, повторите все вместе….
* Щедрость-это умение делиться.
* Ребята, хотите поиграть «Хорошо или плохо»? (да)
* называет слово, бросает мяч, а дети полным ответом говорит хорошо или плохо.
Дружить-это…
Драться-это…
Помогать-это…
Кусаться-это…
Поделиться-это
Защищать-это
Обижать-это…
Жадничать – это…
* Ребята, а медвежата, как и все дети очень любят шоколадки.
* Давайте, чтобы они больше не ссорились поможем им их поделить, хотите?
* Тогда проходите за столы.
* У вас на столах есть вот такие шоколадки (плоскостные изображения прямоугольников из бумаги).
* Вы умеете делить предметы на равные части? (да).
* Как это сделать? (сложить шоколадку пополам, чтобы совпадали края, потом пальцем провести по линии сгиба и ножницами разрезать шоколадку пополам).
Работа за столами с ножницами и бумагой.
* Молодцы, ребята, справились. Теперь наши медвежата знают, как поделить пополам и не будут ссориться.
5. Рефлексивный этап
Задачи: развивать положительное отношение к прочтению рассказа.
* Ребята, что мы сегодня с вами делали? (читали, рассматривали картинки, стригли ножницами и т. д.)
* Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
* А сказка вам понравилась?
* Для чего мы её читали? (чтобы узнать, о чем она и правильно ли мы догадались)
* Узнали? (Да)
* Может быть кто-то помнит, как она называется? А кто написал?
* Чему нас научила сказка?
* Молодцы ребята.
6. Перспективный этап. (педагог продумывает, что можно предложить детям на перспективу)
Задача: развивать самостоятельность, целенаправленности своих действий.
* Ребята, а вы бы хотели рассказать эту сказку дома?
* Что поможет вам рассказать её? ( предположения детей: рисунки, и т. д.)
* Тогда может вы нарисуете рисунки к сказке в свободное время и расскажите сказку дома? (ответы детей)
* Молодцы.