Баранова Людмила Александровна
Развивающее воспитание для саморазвития
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание предполагает идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него от рождения, и воспитание должно помочь ему осуществиться. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.
Публикация «Развивающее воспитание для саморазвития» размещена в разделах
Цель воспитания заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой». Знакомые высказывания, правда? То же сказано в концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Но, приведенная выше цитата принадлежит выдающемуся швейцарскому педагогу Иоганну Песталоцци, жившему 200 лет назад. И эти идеи воспитания реализовывались в той или иной мере в Европе. Стало ли за это время общество более совершенным, более нравственным? Т. е. может ли воспитание совершенствовать общество? Получается, что – нет. Чем же мы тогда все занимаемся?
Для себя ответ на этот вопрос я нашла у одного из наших педагогов. «В борьбе с окружающей жизнью, даже плохой, школа всегда проигрывает. Но встраиваться в плохую жизнь она не может. Однако может построить собственную, автономную от плохого общества, духовную жизнь… Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к себе, к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, но человеку, который рядом с ними.»
Развивающее воспитание – так означена методическая тема, которой я занимаюсь четвертый год. Существует несколько толкований развивающего воспитания. Я его представляю следующим образом. «Зона ближайшего развития»(Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня учащийся сформирует и выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, поддержке, пусть даже подсказке учителя или родителей – естественно, если он осознает эту позицию и примет её как свою, иначе это будет простейший конформизм. Но завтра он будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок – а в этом и состоит наша цель.
Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Но именно участие, а не конформное следование чужим требованиям, не бездумное подражание поступкам других. (надо давать детям ошибаться – Ира)
Принципы деятельности:
добровольность
творческая активность
самодеятельность
сменяемость
педагогическая поддержка
Практическая работа началась с цикла занятий по самопознанию в 8-м классе.
8-й класс – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж. -Ж. Руссо) Одна из основных задач развития в этом возрасте – формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
Цикл состоял из 6-и занятий:
определение доминантного полушария
определение ведущего канала восприятия
определение темперамента
определение типа нервной системы
путеводитель (формирование опыта самопознания)
знак вопроса (составление психологического портрета класса)
Литература: Я. Л. Коломинский «Человек: психология»
Е. Жариков, Е. Крушельницкий «Для тебя и о тебе»
Журнал «Классное руководство и воспитание школьников»
Дневник кл. руководителя: приложения
Надо сказать, что учащиеся проявили интерес к данному циклу занятий. Многие обратились с просьбой о более глубоком и детальном описании тех или иных характеристик. Кроме того, учащиеся применяют полученные знания в конкретных ситуациях; например, во время беседы о толерантности они апеллировали к этим знаниям. А психологический портрет класса, созданный с помощью теста-рисунка, показал, что большинство детей ощущают себя в классе комфортно, принимают одноклассников; а также выявились учащиеся, которым нужна психологическая поддержка.
В последующем решалась задача организации воспитательной среды для оптимального развития самостоятельности и ответственности учащихся. Работа велась в МИГах, соблюдались все принципы деятельности, означенные выше. ?
При такой организации работы успешно проводились праздники, круглые столы и т. д.
Особенно удачно прошли: литературная композиция, посвященная Блокаде Ленинграда, встреча с выпускницей училища Кондрашиной Анной. Учащиеся самостоятельно подбирали материал, распределяли участников, были ведущими мероприятий. После проведения анализировали свои успехи и ошибки, открывали новые возможности.
В дальнейшем зародилась мысль о возможности применения тьюторства в условиях нашего училища как основы развивающего воспитания. Глубокое знание личностных особенностей учащегося, уровня знаний по предметам, проблем в общении и выработанная вместе с учащимся индивидуальная программа в образовании и саморазвитии с последующим сопровождением всего процесса – кратко суть тьюторства. Элементы тьюторского сопровождения применялись мною в работе с учащимися, часто и надолго выезжающими на сборы или в ситуации «я не такой, как все» Настя Клечкина пришла к нам из речевой школы… В результате Настя не только практически без троек учится, но у неё выработалось правильное эмоционально-психологическое отношение к возникающим проблемам и умение их решать, как в учебе, так и в отношениях с одноклассниками.
Не могу сказать, что в работе над темой можно поставить точку, но многоточие…
Есть еще над чем размышлять и работать. В заключении хочу привести выдержку из письма ученицы своему учителю математики, как свидетельство роли личности воспитателя в процессе воспитания. ". Почти все радостные школьные воспоминания связаны у меня с вашими уроками. К своим ученикам Вы относитесь как людям со своими способностями и склонностями, а не как к недоумкам. Я испытываю к Вам глубокое уважение. Вы в моих глазах - пример человеколюбия, доброты, понимания, справедливости и манеры общения с людьми. Сейчас я самостоятельно начала изучать психологию, и это прибавляет мне жизненного опыта, но главный и самый первый урок общения с людьми дали мне именно вы.