Папки-передвижки

Развивающее воспитание для саморазвития

Баранова Людмила Александровна
Развивающее воспитание для саморазвития
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание предполагает идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него от рождения, и воспитание должно помочь ему осуществиться. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.

Публикация «Развивающее воспитание для саморазвития» размещена в разделах

Цель воспитания заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой». Знакомые высказывания, правда? То же сказано в концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Но, приведенная выше цитата принадлежит выдающемуся швейцарскому педагогу Иоганну Песталоцци, жившему 200 лет назад. И эти идеи воспитания реализовывались в той или иной мере в Европе. Стало ли за это время общество более совершенным, более нравственным? Т. е. может ли воспитание совершенствовать общество? Получается, что – нет. Чем же мы тогда все занимаемся?

Для себя ответ на этот вопрос я нашла у одного из наших педагогов. «В борьбе с окружающей жизнью, даже плохой, школа всегда проигрывает. Но встраиваться в плохую жизнь она не может. Однако может построить собственную, автономную от плохого общества, духовную жизнь… Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к себе, к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, но человеку, который рядом с ними.»

Развивающее воспитание – так означена методическая тема, которой я занимаюсь четвертый год. Существует несколько толкований развивающего воспитания. Я его представляю следующим образом. «Зона ближайшего развития»(Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня учащийся сформирует и выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, поддержке, пусть даже подсказке учителя или родителей – естественно, если он осознает эту позицию и примет её как свою, иначе это будет простейший конформизм. Но завтра он будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок – а в этом и состоит наша цель.

Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Но именно участие, а не конформное следование чужим требованиям, не бездумное подражание поступкам других. (надо давать детям ошибаться – Ира)

Принципы деятельности:

добровольность

творческая активность

самодеятельность

сменяемость

педагогическая поддержка

Практическая работа началась с цикла занятий по самопознанию в 8-м классе.

8-й класс – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж. -Ж. Руссо) Одна из основных задач развития в этом возрасте – формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.

Цикл состоял из 6-и занятий:

определение доминантного полушария

определение ведущего канала восприятия

определение темперамента

определение типа нервной системы

путеводитель (формирование опыта самопознания)

знак вопроса (составление психологического портрета класса)

Литература: Я. Л. Коломинский «Человек: психология»

Е. Жариков, Е. Крушельницкий «Для тебя и о тебе»

Журнал «Классное руководство и воспитание школьников»

Дневник кл. руководителя: приложения

Надо сказать, что учащиеся проявили интерес к данному циклу занятий. Многие обратились с просьбой о более глубоком и детальном описании тех или иных характеристик. Кроме того, учащиеся применяют полученные знания в конкретных ситуациях; например, во время беседы о толерантности они апеллировали к этим знаниям. А психологический портрет класса, созданный с помощью теста-рисунка, показал, что большинство детей ощущают себя в классе комфортно, принимают одноклассников; а также выявились учащиеся, которым нужна психологическая поддержка.

В последующем решалась задача организации воспитательной среды для оптимального развития самостоятельности и ответственности учащихся. Работа велась в МИГах, соблюдались все принципы деятельности, означенные выше. ?

При такой организации работы успешно проводились праздники, круглые столы и т. д.

Особенно удачно прошли: литературная композиция, посвященная Блокаде Ленинграда, встреча с выпускницей училища Кондрашиной Анной. Учащиеся самостоятельно подбирали материал, распределяли участников, были ведущими мероприятий. После проведения анализировали свои успехи и ошибки, открывали новые возможности.

В дальнейшем зародилась мысль о возможности применения тьюторства в условиях нашего училища как основы развивающего воспитания. Глубокое знание личностных особенностей учащегося, уровня знаний по предметам, проблем в общении и выработанная вместе с учащимся индивидуальная программа в образовании и саморазвитии с последующим сопровождением всего процесса – кратко суть тьюторства. Элементы тьюторского сопровождения применялись мною в работе с учащимися, часто и надолго выезжающими на сборы или в ситуации «я не такой, как все» Настя Клечкина пришла к нам из речевой школы… В результате Настя не только практически без троек учится, но у неё выработалось правильное эмоционально-психологическое отношение к возникающим проблемам и умение их решать, как в учебе, так и в отношениях с одноклассниками.

Не могу сказать, что в работе над темой можно поставить точку, но многоточие…

Есть еще над чем размышлять и работать. В заключении хочу привести выдержку из письма ученицы своему учителю математики, как свидетельство роли личности воспитателя в процессе воспитания. ". Почти все радостные школьные воспоминания связаны у меня с вашими уроками. К своим ученикам Вы относитесь как людям со своими способностями и склонностями, а не как к недоумкам. Я испытываю к Вам глубокое уважение. Вы в моих глазах - пример человеколюбия, доброты, понимания, справедливости и манеры общения с людьми. Сейчас я самостоятельно начала изучать психологию, и это прибавляет мне жизненного опыта, но главный и самый первый урок общения с людьми дали мне именно вы.

Публикации по теме:

Дидактическое развивающее пособие «Счет до 8»Дидактическое развивающее пособие «Счет до 8» Изготовление развивающего материала для занятий по математике. Для изучения счёта до 8 в средней группе я часто использую материалы изготовленные.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальностиДежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности. Реализуя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школеПроект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Развивающее панно «На полянке»Развивающее панно «На полянке» Дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно из фетра и ткани «На полянке»[/b] Дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно из фетра.

Развивающее пособие «Моталочки»Развивающее пособие «Моталочки» Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас большую часть времени родители проводят дома со своими детьми. И конечно встает вопрос, чем бы заняться.

Развивающее пособие «Часики эмоций»Развивающее пособие «Часики эмоций» В настоящее время, в эпоху чрезмерного усиления интеллектуализации детей большое внимание педагогами стало уделяться социально – личностному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающее воспитание для саморазвития
Опубликовано: 28 октября 2020 в 16:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающее воспитание для саморазвития» (включая файлы) размещена пользователем Баранова Людмила Александровна (УИ 2454964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД