Анна Сюваткина
Развивающая среда в группе
▼ Скачать + Заказать документы
ХАРАКТЕРИСТИКА
компонентов предметно-развивающей среды
Сюваткиной Анны Сергеевны.
Концепция построения предметно-развивающей среды требует представления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности, что открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Это многомерное развивающее пространство, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания. А значит возможность полноценного развития.
Публикация «Развивающая среда в группе» размещена в разделах
Создавая предметно-развивающую среду в группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Я стараюсь обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Идея создания предметно-развивающей среды постоянно преобразовывается, не стоит на одном месте. Нынешний вариант также не считается окончательным. В групповом помещении средней группы по программе «Детство», была
оборудована предметно-пространственная развивающая среда :
Центр «Будем говорить правильно» :
• этажерка для пособий.
• наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
• наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
• настольно-печатные дидактические игры, лото, домино.
• настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т. д.)
• раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцветные кружки и квадраты)
• диапроектор, экран, подборка слайдов по изучаемым темам.
Центр «Здравствуй, книжка!» :
• открытая витрина для книг.
• столик и два кресла, мягкий диванчик.
• детские книги по программе и любимые книги детей.
• два-три постоянно сменяемых детских журнала.
• детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
• книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм.
• книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки.
• аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
• телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Центр «Играем в театр» :
• большая складная ширма
• маленькая ширма для настольного театра
• костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок
• куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный).
Центр художественного развития :
• восковые и акварельные мелки, цветной мел
• гуашевые краски
• фломастеры
• цветные карандаши
• пластилин
• клейстер
• кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты потемам
• цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки
• рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ
• доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами; маленькие доски для рисования
• поднос с тонким слоем манки.
Центр «Учимся конструировать» :
• мозаики большого и маленького размеров
• конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и маленького размеров
• разрезные картинки (4 и более частей, все виды разрезов)
• пазлы
• различные сборные игрушки и схемы их сборки
• игрушки - трансформеры
• игрушки-шнуровки, игрушки-застежки
• кубики с изображениями («Сказки» и т. д.) и без картинок (различные по форме)
• блоки Дьенеша.
Центр «Учимся строить» :
• строительный конструктор с крупными блоками
• строительный конструктор со средними блоками
• строительный конструктор с мелкими блоками
• нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, оклеенные самоклеящейся пленкой коробки разных размеров и т. п.)
• небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки и т. п.)
• транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов
• схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр «Учимся считать» :
• счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки)
• комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа
• наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа
• занимательный и познавательный математический материал
• схемы и планы (групповая комната, кукольная комната)
• «Волшебные часы» (времена года, части суток)
Центр «Мы познаем мир» :
• Стол для проведения экспериментов
• халатики, передники, нарукавники
• контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов
• природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди)
• сыпучие продукты (соль, сахарный песок)
• увеличительное стекло
• игрушечные весы
• ёмкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.
• игрушки для игр с водой и песком
• комнатные растения с указателями по программе
• леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы
• «Алгоритм» ухода за растениями
• журнал опытов.
Музыкальный центр:
• детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино, пищалки
• звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями)
• магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя) и детских песенок.
• «Поющие» игрушки.
Центр сюжетно-ролевых игр:.
• предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр
• атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т. п.)
• атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»).
Центр физической культуры:
• мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов
• обручи
• гимнастические палки
• ленты разных цветов на кольцах
• кегли.
• тонкий канат или цветные веревки
• флажки разных цветов
• «Дорожка движения»
• мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках»
• кольцеброс
• нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эспандеры, кегли, мячики-сокс и т. п.)
• ребристые и массажные дорожки.
Раздевалка:
• шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей, маркировка,скамейки
• схема-«алгоритм» процесса одевания
• стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей)
• «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов, мини-журнал для родителей и т. д.)
• информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка занятий, объявления).
Туалетная комната:
• схема-«алгоритм» процесса умывания.
Уголок «Кубанской избы»
• макет кубанского подворья
• национальные костюмы
• предметы домашнего обихода (прялка, ухват, жерлова, веретено,глиняные горшки, светильник, ложки и т. д.)
• мебель (стол, лавка, кровать, люлька)
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает индивидуальные особенности и возможности развития каждого ребёнка. Принцип возрастного соответствия нашёл своё применение в том, что материал, мною подобранный, преемственен и для детей, которые это содержание не освоили. Есть возможность для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.
Я считаю, что мне удалось обустроить среду так, чтобы вслед за удивлением и интересом у ребёнка возникло стремление узнавать всё больше и больше о миреи его окружении.
Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, я старалась подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. В группе всё находится под рукой, игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.
На участке также созданы зоны развития детей : дорожка здоровья, полоса препятствий, оборудование для лазания, подтягивания, висов, перелезания, метания в цель. В зоне отдыха имеется беседка, скамейки для отдыха. Участок отличается обилие изготовленных руками педагогов и родителей уголков уединения (домики, навесы, качели, песочницы, игровых зон, троп здоровья, познавательно - развивающая тропа (экологический уголок где дети знакомятся с живой природой, рассматривают растения, насекомых, птиц). Территория оформлена декоративным кустарником, цветами.