Светлана Виноградова
Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость т. к. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева.
Развитие речи ребенка проходит нитью через всё предметно – развивающее пространство группы. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.
Публикация «Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Создавая развивающую среду группы, нужно стремиться к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию всех компонентов речи воспитанников.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка предметно – пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение.
Создание обогащенной предметной среды особенно актуальна в работе с детьми с нарушением речи, так как успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и - в большей степени - от условий, в которых оно протекает.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда– это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей своей возрастной группы.
Речевая среда бывает естественная и искусственная.
Естественная речевая среда – это среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на его вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость). К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми.
Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств.
Речевая развивающая среда включает в себя три составляющих компонента:
1. речь педагога;
2. методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи ребенка;
3. специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Речь педагога должна отвечать следующим качествам: правильность, точность, логичность, грамотность и выразительность.
А сейчас давайте немножко отдохнем и проведем речевую физминутку, «Сундучок».
Мы будем передавать сундучок друг другу со словами: Я положу в сундучок…
Вот Вам сундучок,
Кладите в него все, что заканчивается на – ок,
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это книжный уголок и центр речевого развития.
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи :
развитие словаря ребенка;
работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
знакомство с художественной литературой.
Одним из важных условий при создании развивающей речевой среды является соответствие возрастным особенностям дошкольников.
Дети младших групп должны получать от среды возможность играть. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм.
В средней группе должно располагаться достаточное количество мозаик среднего размера, пазлы, игрушек с застежками и шнуровками, восковых и акварельных мелков, пособий «Волшебный экран» и небольших досок для рисования. В книжных уголках размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки-раскраски.
Организуя речевую - развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.
Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.
Можно сделать следующий вывод, что на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.