Светлана Черникова
Развивающая программа «Давай поиграем» для детей 5,5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа «Давай поиграем» рассчитана на детей, не посещающих ДОУ в силу разных причин. Она направлена на развитие познавательных процессов и подготовке детей к школе.
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л. И. Божович, характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
Публикация «Развивающая программа „Давай поиграем“ для детей 5,5–7 лет» размещена в разделах
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Таким образом, цель данной программы:
- развитие познавательных возможностей и создание условий для формирования школьной готовности у детей 5,5 – 7 лет.
Задачи:
- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность через игру;
- формировать учебно-познавательные мотивы;
- обогащать и развивать эмоциональный мир детей;
- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувство беспокойства и тревоги в игровых ситуациях и общения.
Принципы реализации программы:
1. Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы.
2. Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
3. Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции
4. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр.
5. Принцип систематичности и последовательности – непрерывность, регулярность, планомерность процесса.
Ожидаемый результат:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. Т. е. ребенок должен уметь сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, делать не только то, что ему хочется, но и то, что надо.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления к приобретению знаний.
Организация образовательного процесса:
Программа представляет собой систему из 15 – 18 встреч, которые проводятся два раза в месяц, в течение десяти месяцев: август – май, в кабинете педагога – психолога. Ведущей формой работы является игра. Совместная деятельность педагога – психолога с детьми и родителями имеет продолжительность до 30 минут (в зависимости от возраста и состояния детей)
Основные методы и приемы:
• Наблюдение, беседы.
• Разнообразное общение и совместная деятельность взрослых с детьми.
• Развивающие практические и игровые ситуации.
• Сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры с правилами.
• Образовательные игры-имитации, игры-драматизации.
• Чтение художественной литературы.
• Рассматривание иллюстраций, рисование.