Татьяна Коргина
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с развивающей предметно-пространственной средой в группе «Мишки-Топтыжки".
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, мы создаем положительный настрой, отвлекаем малыша от переживаний. Для этого используем различные приемы: уговоры, а так же игрушки – забавы. Малыша встречает заводная игрушка и он успокаивается.
Уголок физического развития относится к блоку развития крупной моторики. Яркий физкультурный уголок гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Для развития глазомера имеется пособие «Попади в цель», «Веселый зайка», поролоновые шарики. Кегли для игры «Боулинг». Султанчики, «волшебные бутылочки», «косички», мячи разных размеров используем для проведения утренней гимнастики. Самодельные массажеры, мешочки с песком для упражнений на равновесие. Для подвижных игр нагрудные знаки, флажки, ленточки. Для профилактики плоскостопия изготовлены массажные дорожки «Черепаха», «Гусеница». Имеются двигатели: машины, качалки, каталки.
Сейчас мы находимся в уголке уединения. Разноцветные ленты стимулируют тактильные ощущения ребенка. За «струями лент» можно посидеть в тишине, посмотреть книжку, альбом с фотографиями или поиграть любимой игрушкой.
Блок для развития движения кисти рук находится в уголке сенсорного развития. Здесь имеются различные вкладыши, шнуровки, бизиборд, бусы. Изготовлено интересное для малышей пособие развивающие тренажеры из горлышка бутылки и пробок: «Девочка», «Поезд», «Подбери колеса к машине». Для развития мелкой моторики изготовила пособия: «Ёжик», «Божья коровка», «Гриб».
Блок сенсорного развития. Это важный уголок интеллектуального развития детей раннего возраста. Подобрали развивающие игры на цвет, форму, величину. Особенно вызывает интерес у малышей развивающий авторский коврик «Мишкина полянка». Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией. Например, предлагаем детям помочь Мишке-Топтыжке собрать в корзинку урожай яблок, посадить цветы на полянку, собрать грибы в ведро, зашнуровать «озорную тучку».
Изготовленное панно «Укрась кукол» направлено на закрепление цвета, формы.
Уголок конструирования относится к блоку развития крупной моторики. Здесь имеются различные виды конструкторов. Он находится в контейнерах, что позволяет детям играть как за столом, так и на ковре. Рядом расположена дорога и машины.
Перейдем к блоку для упражнений с сыпучими материалами. Здесь у нас имеется сортированный природный материал: камни, шишки, перья; а так же крупы; различные воронки, ёмкости, ложки. Имеется «Сухой бассейн» из пробок, в котором детки купают лягушек и утят, игра «Рыбалка». Хочу отметить, что световой столик для рисования манкой и песком очень увлекателен для наших малышей. Они могут рисовать ладонью, пальцами, спрятать любимую фигурку, или выложить узор.
Блок упражнений с водой. Игры с водой выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, снимают возбужденность, дарят положительные эмоции. Столик «Водный мир» приходит нам на помощь. Он содержит много элементов для игр с водой: мельницы, водяной насос, которым можно накачать водичку в ковшик, затем вылить обратно, опрокинув ковшик; подьемный кран, которым можно эвакуировать лодку, шлюзы для воды. Ещё мы используем трубочки для «булек», стаканчики, резиновая груша, губки для опытов и игр-экспериментов.
Блок продуктивной и изо – деятельности. В раннем возрасте мы поддерживаем творческие возможности малыша, даём возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами. В уголке изо имеется всё необходимое: штампики, обводилки, раскраски, карандаши, фломастеры, гуашь, пластилин, тесто. Работу с материалами используем в совместной деятельности.
Блок развития речи. Развивать речь нам помогает уголок театрализованной деятельности. С помощью ширмы можно показывать любую сказку. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра: пальчиковый, кукольный, настольный театр, фланелеграф, маски для игр-драматизаций. Вызывает у малышей интерес, когда воспитатель надевает игровой фартук «Дружный теремок» и предлагает: «Давай расскажем сказку». Дети по желанию выбирают героя и одевают на пальчик. Можно использовать как упражнение на звукоподражание с теми, кто имеет затруднения в речевом развитии.
Еще хочу вам представить авторское игровое пособие на липучках «Волк и семеро козлят». В наборе 3 ламинированных фоновых изображения и съёмные элементы для игры на липучках – герои сказки. Малышам очень нравится такой театр, ведь слушать сказку и играть намного интереснее!
Во время игр в театральном уголке дети учатся понимать обращенную к ним речь, учатся говорить. Эти игры мы сочетаем с пальчиковой гимнастикой.
Музыкальный уголок доставляет детям много радостных минут. Здесь «звучащие коробочки», «шумелки», погремушки, заводные игрушки.
Обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, о сезонных изменениях в природе нам помогает пластиковый планшет с изображением дерева. Детали: солнышко, тучки, листочки, цветы, снежинки и др. из флиса. Элементы крепятся с помощью липучек. После прогулки мы вместе с детьми выбираем соответствующую картинку: «Мы видели облачко на голубом небе – вот оно, такое же». Дети прикрепляют изображение явлений неживой природы.
Для закрепления представлений у детей о домашних и диких животных используем макеты.
В уголке по развитию речи имеются дидактические игры «Фрукты и овощи», а так же их муляжи. Карточки на расширение словарного запаса малыша: «Транспорт», «Мебель», «Игрушки» и другие. Яркие картинки для занятий дыхательной гимнастики, листочки для поддувания.
Сейчас мы подошли к уголку сюжетно-ролевых игр. Здесь игры для девочек: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Для мальчиков у нас есть «Мастерская», «Гараж».
Мы оформили группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома.
Спасибо за внимание! Желаю Вам удачи в создании развивающей предметно-пространственной среды в вашей группе!