Вера Чуранова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Самой жизнью продиктованы динамичные изменения в дошкольном образовании. Возможности замкнутых, унифицированных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны. В 2012 году 29 декабря вышел закон об образовании в РФ №273-ФЗ. Принцип законов об образовании — равноправие всех граждан в получении образования.
Воспитание не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам. Перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях.
Закон об образовании ст. 64 :
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
«Дошкольное образование на направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и эстетических качеств личности. Формирование предпосылок к учебной деятельности, укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
Соответственно, меняется организация предметно-пространственной среды дошкольном образовании. Это : характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношения ребенка к миру, другим людям, себе самому.
25 ноября 2013 года был утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт ДО. Вступил в силу 29 декабря 2014 года.
Согласно ФГОС по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, образовательная среда, создаваемая в дошкольной образовательной организации — «. это окружающая обстановка природного, социально-бытового и/или культурно эстетического характера,, образовательная сред в в ДО предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,, современное понимание развивающей предметно пространственной среды, включает в себя обеспечение активной жизнен / деятельности ребенка, развитие творческих проявлений всеми доступными побуждающими к самовыражению средствами».
Оснащенность помещений образовательной организации развивающей предметно-пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, пространства группы, пространства территории детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) обеспечивает:
реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у ребенка дошкольного возраста такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов.
Однако не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. В групповом помещении может быть множество разнообразных предметов и игрового оборудования, однако их влияние на развитие детей будет минимально. Все зависит от того, на какой возрастной ступеньке оказывают свое воздействие на ребенка предметы обстановки. Не все в окружении ребенка является источником его психического развития, а только то, что обуславливает особое сочетание внутренних процессов психического развития и внешних окружающих условий. Оно (сочетание) характеризуется, с одной стороны, созреванием у детей специфических для данного этапа психических качеств личности и познавательных процессов, а, с другой стороны, созданием условий, в которых максимально могут быть реализованы возможности и способности детей. Чем точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей предметной среды учитывать одно из основных требований – соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.
Соответствие возрасту – одно из значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
При изучении психолого-педагогической литературы, мной было выявлено, что важное значение в современной организации предметно-пространственной развивающей среды — взаимодействие между игрой и другими видами детской деятельности
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
Определить дополнительное оборудование.
Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.