Ирина Груданова
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно- пространственная среда по ФГОС в средней группе.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе построена с учётом требований к организации РППС:
• назначение;
• соответствие детским видам деятельности;
• интеграция образовательных областей;
• трансформируемость (используем передвижные модули, ширмы);
• доступность;
• безопасность (использование сертифицированных материалов).
Критерии качества элементов РППС:
• полифункциональность;
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2021
• возможность применения в совместной деятельности;
• дидактическая ценность (может использоваться как средство обучения ребёнка);
• эстетическая ценность (яркие краски, натуральные или близкие к натуральным, размеры и форма деталей).
Свойства элементов РППС:
• степень «открытости»;
• степень универсальности (может применяться в работе во всех образовательных областях);
• автодидактичность.
В раздевальной комнате находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.
Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливается максимальным обеспечением условий для того, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.
В центре познавательной активности происходит экспериментирование с различными материалами, наблюдение за природными явлениями, реализация познавательных проектов.
Центр творчества «Юный художник».
Назначение (цель). Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности удовлетворять потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Оснащение:
• белая и цветная бумага разного формата;
• белый и цветной картон;
• карандаши;
• фломастеры;
• восковые мелки;
• гуашь, акварельные краски, кисти разного диаметра;
• самоклеющаяся бумага;
• трафареты;
• образцы для рисования;
• пластилин, доски, стеки;
• предметы искусства;
• иллюстрированный материал по изобразительному искусству;
• раскраски, различные альбомы по изобразительной деятельности (иллюстрации картин, художники, жанры живописи и т. д.);
• бросовый и природный материал для художественного труда.
Центр сенсомоторного развития[/i] предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, игры с прищепками, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.
• мозаики разного размера;
• шнуровки;
• бусинки;
• прищепки;
• пазлы;
• различные игрушки с застежками;
• сыпучий материал в ёмкостях.
Центр занимательной математики.
Назначение: Развивать у детей познавательные интересы, интеллектуально развивать детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Содержит занимательный и познавательный математический материал:
• игры для развития логического мышления;
• наборы цифр;
• наборы геометрических фигур;
• счётные палочки;
• наборы объёмных геометрических фигур;
• «волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели;
• настольно – печатные игры математического содержания;
• разнообразные дидактические игры по математике.
Центр природы.
Назначение: развивать познавательный интерес к природе через решение следующих задач:
• обогащения представлений детей о многообразии природного мира,
• воспитания любви к природе и бережного отношения к ней,
• приобщения детей к уходу за растениями,
• формирования начал экологической культуры.
Оснащение:
• календарь природы;
• карточки: дни недели, числа, месяца;
• комнатные растения;
• лейки;
• природный материал;
• книги и буклеты о временах года;
• уголок дежурных по природе;
• дидактические игры о природе.
Центр физического развития.
Назначение: Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Оснащение:
• дорожки для ходьбы, для развития стоп ног;
• разные по размеру и массе мячи;
• кегли;
• обручи;
• скакалки;
• гири;
• массажёры,
• большие мячи;
• спортивные игры «Кольцеброс», «Дартс»;
• атрибуты для подвижных игр (маски, цветы для разметки и т. д.)
Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей
Центр патриотического развития.
Назначение: Развивать чувства привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине через решение следующих задач:
- формирование общего представления об истории края;
- формирование в растущем человеке начала духовности, необходимых для развития внутреннего мира личности;
- формирование адекватного отношения ребенка к себе, к своим родным и близким, друзьям, обществу в целом;
- формирование основы гражданственности, уважение к правам человека.
Оснащение:
• фотография Российского президента, кремль, Российский флаг;
• фотографии города Ярославля;книги о Ярославле;
• открытки с изображением достопримечательностей нашего города;
• набор открыток с видами города Ярославля.
Центр коммуникации (речевой) включает логопедический уголок, библиотеку, уголок ряжения.
Назначение: Развивать умение овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Оснащение:
• мольберт для иллюстрированного материала;
• фланелеграф;
• серии предметных и сюжетных картинок;
• серии предметных картинок:»Животные средней полосы», «Ягоды», «Цветы», «Птицы», «Деревья и листья», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и другие;
• наглядные пособия (дидактический материал по коррекции недостатков речевого развития, иллюстрации);
• альбомы с фотографиями детей, родителей, родственников;
• демонстрационные карточки, разной тематики (животные России, животные жарких стран, домашние животные, птицы, рыбы, фрукты, овощи, транспорт, инструменты, профессии и т. д.)
• мини – библиотека.
Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой на одной: полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются каждую неделю в соответствии с темой недели.
Центр социализации (сюжетно- ролевой и режиссёрской игры).
Назначение: Осваивать первоначальные представления социального характера и включать детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развития фантазии, формирования игровых умений;
- реализации игровых замыслов;
- воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью.
Оснащение:
• стеллаж для машинок;
• набор комнатной мебели крупного размера;
• парикмахерский набор;
• макеты «Дикие животные», «Ферма», «Домашние животные»;
• «больница»
• «магазин»;
• куклы
• мебель для кукол;
• атрибуты для сюжетно - ролевых игр;
• различные виды транспорта;
• деревянные кубики разной тематики;
• набор ЛЕГО;
• набор мелкого конструктора.
- строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки.
Центр музыкально – театральный.
Назначение: Развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Оснащение:
• настольный театр;
• театр игрушки;
• театр теней
• пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок;
• различные элементы костюмов, украшений
• музыкальные инструменты.
Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышления. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев, оснащение для разыгрывания сценок. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, а так же различные музыкальные сказки.
Центр Безопасности.
Назначение:
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Оснащение:
• атрибуты для сюжетных игр;
• различные виды транспорта;
• подиум для игр в машинки;
• дидактические игры по ПДД, ОБЖ: «Приборы вокруг нас», «Не играй с огнем», «Налево – направо», «Внимание, дорога!», «Азбука безопасности», «Собери светофор»;
• книги на тему «Пожарная безопасность»;
• кубики «Транспорт»;
• дорожные знаки;
• коврик с нарисованным городом и дорожными знаками;
• макет светофора;
• полицейский жезл и фуражка.
Это предметное наполнение способствует усвоению материала через сюжетно-ролевую игру. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и пластиковые переносные контейнеры. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиН.
В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей средней группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей старшего возраста. Так называемая «зона ближайшего развития».
В бытовой зоне располагается информационная доска «Мы – помощники» – у ребят формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.
В группе существует уютное место отдыха – это спальня, где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.
Создавая развивающую среду, мы постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Таким образом, созданная развивающая предметно- пространственная среда даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.