Лоскутова Ольга
Развивающая предметно-пространственная среда игровой деятельности во второй младшей группе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение___3
I. Концептуальная модель предметно-развивающей среды___5
II. Предметно-развивающая среда в повседневной практике
воспитателя___11
Заключение___15
Список литературы___16
Введение
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогическо-го процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, ком-муникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда игровой деятельности во второй младшей группе ДОО» размещена в разделах
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенно-сти в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать
свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-
дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая дея-тельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно-развивающая среда способствует разви-тию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и исполь-зование ролей.
Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении:
• Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека.
• Качество дошкольного образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями.
• В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением предметно-развивающей среды детского сада.
Предметно-развивающая среда дошкольнику нужна :
• Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего разви-тия.
• Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пыт-ливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
• Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенно-стями детей.
Предметно-развивающая среда для воспитателя :
_ является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
_ строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
_ служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности де-тей и влияет на воспитательный процесс.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку ор-ганично присуще. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструирова-нию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка-дошкольника. Воспитатель должен использовать разнообразные приемы, ме-тоды и формы организации воспитательно-образовательного процесса в специально сконструированной предметно-развивающей среде.
Цель воспитателя: Сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
• сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду соответствующим со-держанием;
• обеспечить эффективность использования предметно-развивающей среды при раз-витии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.
Ожидаемые результаты: гармонично развитая, творчески активная личность ре-бенка-дошкольника.
I. Концептуальная модель предметно-развивающей среды.
Модель предметно-развивающей среды отражает ее структуру и содержание в процессе воспитательно-образовательной деятельности, в которой происходит разви-тие ребенка.
Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде.
Для развития личности ребенка дошкольного возраста – это источник его индиви-дуальных знаний и социального опыта. При моделировании необходимо использо-вать:
- научные положения исследователей в этой области;
- базовые компоненты предметно-развивающей среды; параметры организации вос-питательно-образовательного процесса;
- имеющееся пространство;
- время года;
- предметное и социальное окружение дошкольников.
Модель предметно - развивающей среды учитывает :
• Основные направления деятельности (физической, художественно- эстетической, познавательно-речевой и социальной, обеспечивающих развитие целостной гармо-ничной личности дошкольника.
• Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в других областях.
• Принцип вариативности, при котором определяющими факторами являются : тип дошкольного образовательного учреждения, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности, организацию пространства для активного использования его детьми (дизайн-студия, культурные ландшафты).
• Реализацию образовательных областей в двух основных моделях организации обра-зовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-7 лет, включающих:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной
педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей
выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодей-ствовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Реализацию образовательного модуля «коммуникация», включающего
материалы и оборудование для совместной деятельности детей, обеспечивающих разностороннее развитие детей.
Примерная модель вариативности среды детства
• Игровая среда;
• Познавательно-исследовательский центр;
• Безопасность;
• Родной уголок;
• Нравственно-патриотическое воспитание;
• Центр театрализованных игр;
• Центр искусства;
• Детская мини-мастерская.
Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду
Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования че-ловека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту до-школьников наполнением предметно-развивающей среды детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфорта-бельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насы-щенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстети-ческих, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления воспи-тательно-образовательного процесса.
Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка на каждом отдельном этапе его развития.
Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать определенные условия.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребенку индивидуально познавать давать возможность дошкольнику за-ниматься самостоятельной деятельностью.
В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-
ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и
придерживаться правила: «Вместе с детьми!»
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет эле-мента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным.
Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия боль.
Показатели оценки развивающей среды :
• положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
• отсутствие конфликтов среди детей;
• наличие продуктов детской деятельности;
• динамика развития ребенка;
• невысокий уровень шума.
При построении предметно-пространственной развивающей среды в детском саду должны соблюдаться следующие требования:
Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного
развития ребенка.
Психолого-педагогические – гендерный подход; приоритетное направление
воспитательно-образовательной деятельности педагогов группы; интересы,
склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные
особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.
Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.
Ведущие характеристики предметно- развивающей среды в дошкольном учреждении:
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразу-ющее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким обра-зом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружа-ющего мира, т. е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приоб-ретения опыта социальной жизни.
Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское эксперименти-рование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предме-те (объекте).
Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развива-ющую функцию.
Для конструирования предметно-развивающей среды в ДОУ использованы
следующие принципы:
• информативности, предусматривающей разнообразие тематики материа-лов
и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным
окружением;
• вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного
учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
• полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех состав-ляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разно-образного использования различных составляющих предметно- развива-ющей среды; педагогической целесообразности, позволяющей преду-смотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благо-получие каждого ребенка;
• трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений пред-метно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на пер-вый план ту или иную функцию организованного пространства.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является образова-тельная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение.
Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности де-тей, посещающих каждую конкретную группу :
• возраст дошкольников,
• уровень их развития,
• склонности, способности, интересы,
• гендерный состав,
• личностные особенности.
Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от типа детского учре-ждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная сре-да может приобретать неповторимый колорит. С учетом всех требований развиваю-щая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно- дизайнерском уровнях.
У наших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды учитывает для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении мы учитывали ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его поло-жительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными це-лями дошкольного обучения и образования.
Для игры детей 3-4 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, предлагаются наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства). У нас это:
• шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
• пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", ди-ванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.
• домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где "живут" мягкие игрушки-звери, прячутся и устраивают свой "дом" дети; здесь же раз-вертывается игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.
• тематический комплекс для разнообразных "поездок" : автобус-каркас с моду-лями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством фор-мирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Практика работы в детском саду доказывает, что правильно организованная раз-вивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, по-нимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе разви-вающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
II. Предметно-развивающая среда в повседневной практике воспитателя.
Практические рекомендации по организации доминантного вида деятельности дошкольника – игры «Жизнь – это игра, а где игра – там другая жизнь».
Организованная игра в детском саду – интересная, полезная, развивающая ум и душу,
укрепляющая здоровье, а главное, приносящая радость, доставляющая удовольствие и ребенку и взрослому.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важней-шему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирова-ния личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется по-требность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка влива-ется живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Известный нидерландский философ, историк, исследователь культуры Й. Хей-зинга в своем фундаментальном труде, посвященном игре, описывал ее
так:
• Игра – всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная
категория человеческого существования (человек все время живет в игре).
• Игра как культурный феномен выполняет самые разнообразные функции:
социализирующую, педагогическую, коммуникативную.
• Игра – одна из первичных форм человеческой активности, важнейший
элемент. Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем
культурного и общественного развития, социальных, политических,
идеологических ориентации.
• Игра и общественная жизнь тесно взаимосвязаны, и в прямой взаимосвязи
между характером господствующих игр и социально-экономическими
структурами. Например, игра в шахматы характерна для обществ с развитой
коммерцией.
• Игра является формой проведения досуга, институтом творчества, служит
самореализации личности и общению. Неудивительно, что игра - это
своеобразная отдушина, предоставляемая обществом своим членам для выхода
энергии.
• Игра является показателем цивилизационного и культурного развития.
Упадок игры – важное свидетельство общественного неблагополучия. Он
говорит либо о тяжести материальных забот, нехватке свободного времени,
суровости быта; либо об утрате культуры досуга, о бездуховности, снижении
творческого импульса в обществе.
• Ребенка без игры представить невозможно. Ребенок не подозревает, что
«вид оружия» с которым он играет, определен уровнем технического развития
общества; роли, исполняемые его куклами, соответствуют социальной формации.
Ребенок был бы безутешно оторван от социума, если бы не было игры, где он
приобретает не только умения и знания, но систему ценностей, навыки общения,
где развиваются механизмы творческого сознания.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
• содержательно-насыщенной,
• полифункциональной,
• трансформируемой,
• вариативной,
• доступной и безопасной.
Преобразовывая предметно-развивающую среду моей группы, опираясь на пред-ложения Н. А. Коротковой, я разделила пространство группы на три части :
1. Рабочая зона;
2. Зона двигательной деятельности;
3. Зона спокойной деятельности.
Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в об-разовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ро-левых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организа-ции сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.
Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использо-вания различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской ак-тивности.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений пред-метно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной си-туации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и дина-мичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».
Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, военная машина, комната для девочек, что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.
Ширма «Машина» может служить сюжетом для игры позволяет ребенку ограни-чить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хра-нить ширму.
Ширма для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребенок может модер-низировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструмен-ты: ножовка, молоток, отвертка. А кокетливо-элегантная ширма для девочек как бы подчеркивает серьезный характер мальчишечьей ширмы.
Ширма для девочек выполнена из легкой вуали, которая собрана так, что напоми-нает форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни. (сундук, шляпка, бусы, зонтик).
Ширмы удобны в хранении, легко складываются, что позволяет переносить их. Шир-мы многофункциональны и универсальны.
Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемости, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т. д.
Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и вообра-жение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Изготовлены игровые поля :
«Лесная поляна», оснащённая набором мелких игрушек, которую можно исполь-зовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т. д., в соответствии с игровым за-мыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игруш-ки-самоделки.
«Дорога» -способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в ис-пользовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, до-полнению игровой обстановки по ходу игры.
Заключение
Предметно - пространственная развивающая среда помогает в организации игро-вой деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс совре-менным увлекательным содержанием.
Дети могут активнее проявить свои способности, интересы и желания, что способ-ствует развитию здорового, бодрого и жизнерадостного ребёнка, естественным обра-зом, развивающимся в игровой деятельности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится осно-вой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего разви-тия каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Практика работы в детском саду доказывает, что правильно организованная раз-вивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, по-нимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе разви-вающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Список литературы:
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую
среду// Дошкольное воспитание. № 5. 99. С. 32-38.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная развивающая среда : ее роль в
развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 37-42.
3. Бородова А. Л. Дидактическая игра как средство развития детей (третий год
жизни). Минск. : «Нар. асвета», 1967.
4. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекоменда-ции по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С. Новоселова. – М. : Просвещение, 2001. – 89 с.