Крюкова Елена
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Крюкова Е. С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 19 Калининского района
Санкт – Петербурга
РППС СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
Развивающая предметно-пространственная среда предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать : - охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей; - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации программы ФГОС; - построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми, так и со взрослыми; Развивающую предметно пространственную среду выстраиваю с учётом тематического принципа построения образовательного процесса. В зависимости от календарно-тематического плана детского сада в нашей группе систематически оформляется и обновляется развивающая среда.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда средней группы» размещена в разделах
Образовательную деятельность осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, двигательной, восприятие художественной литературы, самообслуживания и элементарного бытового труда.
При построении развивающей предметно – пространственной среды мною учитываются следующие принципы: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Также учитываются возрастные особенности детей, их интересы и увлечения, обеспечивается их развитие во всех видах совместной и свободной игровой деятельности. Желательно периодически менять, дополнять игровой материал, вносить новые предметы, стимулирующие игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Пространство группового помещения разделено на три зоны: рабочая, активная, спокойная.
В рабочей зоне осуществляется непосредственно образовательная деятельность и самостоятельная деятельность детей (по интересам).
Активная зона предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве.
Спокойная зона предназначена для отдыха детей и уединения. Всё пространство группы распределено по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
1
Социально – коммуникативное развитие :
Игровой центр для мальчиков и центр конструирования
Игровой центр для мальчиков и центр конструирования разместила: набор строительной техники, инструменты, грузовые и легковые машинки, спец. Технику. В центре конструирования представлены различные виды конструкторов.
Игровой центр для девочек.
Игровой центр для девочек оснащен атрибутами для сюжетноролевых игр: «Кухня», «Больница», «Магазин», «Салон красоты».В центре имеются куклы, набор украшений, «комната» с игрушечной мебелью, разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, сарафаны, юбки, косынки, фартуки, костюм врача и т. д.
Уголок дежурства:
В нашем уголке находятся необходимые предметы одежды., Есть два плаката для дежурства: дежурство по столовой, дежурство по группе. На данных плакатах есть карточки. На каждого ребенка своя карточка с картинкой, на которой написано Имя ребенка. Каждый день, воспитатель выбирает дежурных. Целью этого уголка является - формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, развивать самостоятельность у детей.
Речевое развитие.
В группе созданы условия для речевого развития детей : на книжной полке, в свободном доступе, размещены книги, рядом стоит столик, за котором дошкольники могут рассматривать книги и иллюстрации к знакомым сказкам. Альбомы, книги и иллюстрации меняются в зависимости от лексической темы недели и чтения по программе, а также соответствии с возрастом детей.
Художественно-эстетическое развитие.
Театральный центр
Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудован театральный центр. Здесь представлены разные виды кукольного театра: пальчиковый, конусный, настольный, бумажный; ширма для показа, маски, детские рисунки. Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует развитию памяти, мышления, воображения.
Музыкальный центр
музыкальные инструменты: металлофон, трещотки, барабан, гармошка, деревянные ложки, погремушки, дудки, колокольчики, маракасы, бубен. Все это способствует развитию музыкальной памяти детей, формированию умений узнавать знакомые песни, чувствовать характер музыки, эмоционально на неё реагировать.
Физическое развитие
Центр физического развития оснащен оборудованием для общеразвивающих упражнений, атрибутами для подвижных и спортивных игр, эстафет, для проведения утренней гимнастики и закаливания детей: напольные модули, мячи разных размеров, обручи, гимнастические палки, спортивный туннель, скакалки, флажки, кубики и мешочки с пеком разных размеров, маски и приспособления для обыгрывания сюжетных спортивных игр
2
Познавательное развитие.
Центр математического развития «Веселые цифры»
В нашем центре «Веселые цифры» размещены настольно-печатные игры: на выделение части и целого, найди число, геометрические предметы, развитие логического мышления, счетный материал, наборы карточек на сопоставление цифры и количества; учебно – игровые пособия: игры-головоломки, геометрическая логическая мозаика, логические блоки; палочки для счета.
Также в нашем уголке висит плакат на котором дети самостоятельно могут выбирать, сегодняшнюю дату, день недели и месяц.
Материалы нашего центра способствуют развитию у детей любознательности, формированию интереса к элементарной математической
деятельности. Воспитывают потребность заниматься в свободное время не только интересными играми, но и играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия.
Центр природы содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин по темам «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжи домашних и диких животных. Важным составляющим центра является календарь природы и погоды, который формирует умение детей наблюдать, обобщать, делать выводы.
Центр экспериментирования
Этот центр для исследования и экспериментов, постановки опытов с песком, водой, глиной и другими природными материалами, формирующими картину мира. Для экспериментирования имеется картотека опытов со схемами. Здесь мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, познавательную активность.
Для эффективной работы с семьями воспитанников в при в ходе в группу, в раздевалке, находится информационный стенд для родителей. Основным является раздел, назначение которого – знакомство родителей с образовательной работой, проводимой с детьми в ДОУ. Здесь вниманию родителей представлен режим дня, меню, возрастные особенности детей, правила для родителей, часы приема администрации ДОУ, объявления о предстоящих мероприятиях. Также имеются плакаты символизирующие время года. Рядом расположен центр «Наше творчество», где размещаются творческие работы детей в соответствии с лексической темой недели. Используется ширма, где мы предлагаем краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам: совместные игры с детьми дома, формирование навыков самообслуживания у дошкольников, совместное наблюдение за изменениями в природе и т. д. Так же у нас размещен уголок безопасности. В уголке безопасности размещен размещены простые дорожные знаки, плакаты, светофор для ознакомления детей с ПДД. Наглядный материал используется для ознакомления и предупреждения детей с опасными ситуациями. Главной целью этого уголка является формирование основ безопасного поведения детей на дороге.
3