Лариса Клочихина
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектирование развивающей предметно- пространственной среды
ДОО»
Клочихина Лариса Юрьевна – воспитатель,
МБДОУ «детский сад Солнышко»
П. Хоронхой, Кяхтинский район
Аннотация. в статье анализируется работа по использованию организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОСТ.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.»
В. А. Сухомлинский[10]
Ключевые слова: ФГОСТ ДО, предметно-пространственная среда, образовательная среда, региональный компонент.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка. [ 1,с. 2]
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить и развиваться.
С целью создания предметно - пространственной образовательной среды в группе, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования мною было переоборудовано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Группа:
Моя цель - сконструировать многоуровневую многофункциональную образовательную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в детском саду.
Образовательная среда – это совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде по Федеральному Государственному Стандарту Дошкольного Образования и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, я начала рассматривать организацию образовательного пространства с коридоров детского сада.
Так же оформлен региональный уголок, общими усилиями мы совместно с родителями установили бурятскую юрту, центр для детей, где они получат первые представления о родном поселке, предметами обихода, народами, проживающими на территории района.
Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.
Для детей младшего возраста – достаточно небольшое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании образовательного пространства в группе я учитывала мобильность и преемственность той или иной зоны. Предусмотрено место для временного уединения малыша, где он может подумать, помечтать или просто побыть один.
Уголок природы. В уголке природы находится разнообразный природный материал: шишки, ракушки, камни, семена растений. Имеется оборудование для ухода за комнатными растениями. Центральное место в уголке природы, конечно же, занимает центр воды и песка. Обычный песок я сразу исключила из использования, так как он требует не малых хлопот. И поэтому с детьми мы отдаем предпочтение кинетическому песочку. Это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимания со стороны воспитателей и родителей. Это разноцветная песчаная масса, в которой песчинки скрепляются между собой при помощи пластичного акрилового клея. Не крошится, не высыхает и не застывает на воздухе. Не пачкает руки и одежду и сохраняет эффект мокрого песка. Песочек развивает мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность и конечно же фантазию малыша.
Книжный уголок. Книги обновляются в соответствии с темой недели и ближайшими праздниками, материал соответствует возрасту ребенку и доступен для него. Книжный уголок в нашей группе можно передвигать в зависимости от места более удобного для детей. В уголке находятся книжки и сюжетные картинки.
Уголок для конструктивной деятельности. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в специальных ящиках и ребенок может подойти к нему с любой стороны это дает свободное пространство на полу и возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
Спортивный уголок. В комплектацию уголка входят скакалки, обручи, кольцеброс, мячи резиновые разных размеров, попрыгунчики, баскетбольный тренажёр для метания мячей, кегли. В спальне после дневного сна мы проходим по массажным дорожкам в целях профилактики плоскостопия у детей.
Уголок творческой деятельности. Материал необходимый для творческой деятельности находится в доступном месте, и оборудован всеми необходимыми предметами для художественной фантазии детей. Детские работы выставляются на всеобщее обозрение на стенде к которому имеется свободный доступ.
Уголок ряженья и уголок для сюжетно – ролевой игры «Салон красоты», «Кухня», «Больница» находится в зоне для девочек. Так же имеется красивый бизиборд, который сделан своими руками. Как только дети становятся более активными и начинают осваивать окружающий мир, их любопытство не знает границ. Чтобы удовлетворить детское любопытство и занять ребенка полезным делом, можно сделать своими руками бизиборд, он же известен как развивающая доска. Такая яркая и интересная игрушка надолго увлечет малыша, она полностью безопасна и позволяет развить моторику рук.
Музыкальный уголок. Оборудование музыкального уголка включает в себя: игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей. Так же в этой зоне располагается уголок для мальчиков, который оснащен различными машинами, оборудованием для сюжетно ролевой игры «Строители» и наборами резиновых игрушек которыми дети младшего возраста очень любят играть.
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Поэтому все зоны у меня в группе мобильны и если требуется место в группе для двигательной активности. Главной задачей воспитания являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит образовательный процесс.
Спасибо!