Анна Барышникова
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
Центр сюжетно-ролевой игры. Расположен в группе на ковре, занимает большую часть групповой комнаты. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Автопарк» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд.
Цент физической культуры. В нашей группе физкультурное оборудование подобрано с учетом программных задач и возрастных особенностей развития детей. Стараюсь использовать самое разнообразное выносное оборудование и спортивный инвентарь (мячи разных размеров, скакалки, обручи) .
Центр изобразительного искусства и книжный. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков.
Музыкальный центр. Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, аудиотехника.
Театральный центр. Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на магнитах, маски и т. д.
Центр развития сенсорики. в нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т. д. Имеются материалы для развития мелкой моторики.
Книжный Центр. В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.
Центр природы. Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. На территории ДОУ имеется огород, цветники.
Учебный уголок. Включает в себя магнитную и меловую доски, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала. Также в группе имеется неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки, которые позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.
Наша приемная:
В приемной было создано много познавательных информационных стендов, как для родителей, так и для детей. «Наш Вернисаж», где мы вывешиваем работы детей, Стенд «НЕЛЬЗЯ», который был создан и по сей день обогащается, здесь у нас предметы, которые нельзя приносить в группу, стенд «МАША-РАСТЕРЯША», здесь у нас потерянный вещи, стенд «Поздравляем», здесь мы отмечаем именинников и вывешиваем поздравления для родителей и детей на праздники, стенд «Для Вас родители» это уголок для родителей вывешиваются объявления и разного рода информация, стенд на входной двери в группу «Здравствуйте, это я» на данный момент он служит для отметки детей, т. е. ребенок который пришел вешает на дерево яблочко и таким образом отмечает себя, далее я планирую его переделать в мое настроение, далее можно будет вместо яблочек вешать мои успехи за сегодня.
Наша группа:
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Образовательная среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Я старалась, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.
Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, я старалась подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.
Наша спальня:
На сон ребенка во многом влияет оформление спальни. Мы создали уютную спальню для детей.
Здесь мы предлагаем посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине. Включаем музыку или слушание сказок.
В нашей группе создана прекрасная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание я уделила созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.
Образовательная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.