Екатерина Коноплева
Индивидуально-типологические особенности математической одаренности
Ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. Однако не все дети проявляют ее в раннем детстве. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной и более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Особенностью одаренных детей является их любознательность («А как это устроено?», «Что будет, если изменить условия?», им необходимо активно исследовать окружающий мир, они не терпят каких-либо ограничений на свои исследования. По мнению Жана Пиаже, функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для мозга также естественно учиться как и дышать. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается гаргантюанской способностью «переваривать» интеллектуальную пищу.
Публикация «Индивидуально-типологические особенности математической одаренности» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Для них характерна более быстрая передача нейроновой информации, их внутримозговая система является более разветвленной с большим числом связей. Одаренные дети обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности (умение перемножать трехзначные цифры в уме и др.). Одаренные дети отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в сфере, которая ему интересна. Некоторые одаренные дети необычайно чувствительны, они остро реагируют на неправильное отношение к ним, однообразное окружение, плохое обучение, не соответствующее потребностям детей, кроме того для них характерно также и чувство «гонения», недостаток настойчивости, скука, отсутствие самодисциплины, неприятие состязательности, эмоциональная неуравновешенность, чувствительность к критике, неспособность нести ответственность за свои поступки, тенденция критиковать других и др. Все это ведет к несоответствию между конкретными достижениями и потенциальными способностями.
Опытные учителя-математики хорошо знают, что математические способности – это «товар штучный» и если не заниматься таким ребенком индивидуально, то способности могут и не развиться дальше. Именно поэтому мы наблюдаем, как выделяющийся своими способностями дошкольник не становится способным учеником в школе, а способный первоклассник к третьему классу выравнивается, а к пятому и вовсе перестает отличаться от других детей. Что это? Способности были не особенно «выдающимися»?
Исследования психологов показывают, что могут быть разные типы возрастного умственного развития:
Ранний подъем (в дошкольном или младшем школьном возрасте) - он обусловлен наличием ярких природных способностей и задатков соответствующего типа. В дальнейшем может произойти закрепление и обогащение умственных достоинств, что служит стартом для становления выдающихся умственных способностей во взрослом возрасте.
Факты показывают, что почти все ученые, проявившие себя до 20 лет, математики (Б. Паскаль, Г. В. Лейбниц, К. Гаусс, Н. Винер).
Но может произойти и «выравнивание» со сверстниками. Мы полагаем, что такое «выравнивание» во многом обусловлено отсутствием грамотного и методически активного индивидуального подхода к ребенку в этот период. К важнейшим факторам можно отнести наличие или отсутствие педагогически и методически грамотной поддержки процесса развития способного ребенка.
Замедленный или растянутый подъем, т. е. постепенное накопление интеллекта. Отсутствие равных достижений в этом случае не означает, что предпосылки больших или выдающихся способностей не выявятся в дальнейшем. Таким возможным «подъемом» является возраст 16-17 лет, когда фактором «интеллектуального взрыва» служит социальная переориентация личности. Однако такой «подъем» может произойти и в более зрелые годы. Очевидно также и то, что этот подъем не может произойти на «пустом месте». Потенциал для реализации этого подъема должен быть накоплен в раннем возрасте. С этой позиции мы полагаем, что индивидуальная развивающая работа необходима каждому ребенку. Реальная жизнь показывает, что важным оказывается не то, что дала человеку природа, а то, что он сам, его родители и педагоги сумели сделать с тем даром, который у него есть.
Для педагога ДОУ наиболее актуальной является проблема «раннего подъема», приходящаяся на возраст 3-9 лет. Отечественная педагогика только начинает интересоваться проблемами «сопровождения и сохранения» способного ребенка. Реальная жизнь показывает, что таким детям чаще приходится «бороться за выживание», чем встречаться с адекватной педагогической и методической поддержкой в системе массового обучения.
Также необходимо помнить о так называемых сензитивных периодах – так именуется свойственное определенному возрасту оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффективным и неблагоприятно сказывается на развитии личности. Если учесть при этом, что практически единодушно мнение психологов в последние десятилетия сходится на том, что примерно 75% интеллектуального потенциала личности складывается к 5 годам, значимость и необходимость индивидуальной развивающей работы с любым ребенком становится очевидной.
Психологические исследования показали, что хотя развитие учебных способностей и творческой одаренности у типологически различных детей протекает по-разному, равно высокой степени развития этих способностей могут достичь дети с противоположными характеристиками нервной системы. В этой ситуации педагогу, возможно, лучше ориентироваться на некоторые общие особенности способных и талантливых детей, которые отмечают большинство исследователей этой проблемы.