Светлана Лодина
Развивающая образовательная ситуация по экспериментированию «На помощь сказочным героям»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому направлению развития детей»
Проект педагогического мероприятия с детьми
Составила Лодина
Светлана Александровна, воспитатель 1 кв. категории
Тема: «На помощь сказочным героям»
Возрастная группа: дети дошкольного возраста (4-5 лет)
Форма совместной образовательной деятельности: развивающая образовательная ситуация
Форма организации: подгрупповая
Средства:
Публикация «Развивающая образовательная ситуация по экспериментированию „На помощь сказочным героям“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
зрительный ряд- волшебный зонтик, сундук с материалами для проведения экспериментальной деятельности, поддон с песком, мелкими металлическими предметами и ключом, два таза с водой и образцы различных материалов бумаги, ткани, металла, дерева, непрозрачные стаканы с чистой и мыльной водой.
музыкальный ряд- музыка из кинофильма «Три орешка для золушки»
мультимедийные образовательные ресурсы: проектор, ноутбук, экран
раздаточный материал: магниты, трубочки для коктейля,
Цель: вовлечение детей в экспериментальную деятельность при помощи сказочных персонажей.
Задачи:
Обучающие: Продолжать формировать представления о плавучести предметов из разного материала; свойствах мыльного раствора; свойстве магнита притягивать металлические предметы.
Развивающие: Развивать мыслительные операции, внимание, память, умение делать выводы и умозаключения. стимулировать интеллектуальную и коммуникативную активность.
Воспитательные: Воспитывать у детей желание и готовность помочь героям сказок в сложных, проблемных ситуациях, сотрудничество, чувство взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия.
Планируемый результат: - у детей сформированы представления о плавучести предметов, свойствах мыльного раствора, свойстве предметов притягивать металлические предметы;
-активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;
-проявляют инициативу и самостоятельность при выборе материала
Этап совместной
деятельности
Организация совместной
деятельности
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
1. Мотивация к деятельности
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Педагог здоровается с детьми, предлагает познакомиться
и говорит, что ему позвонил слон из сказки К. И Чуковского и сообщил, что герои сказок К. И. Чуковского нуждаются в помощи. Хотите узнать кому нужно помочь?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит)
Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир –
Знаменитый (Мойдодыр).
Она по полю пошла,
В поле денежку нашла,
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
(Муха-Цокотуха).
Хотите помочь им? Как? Для того, чтобы помочь им, надо отправиться в сказочную страну. На чем можно отправиться? Предлагаю вам отправиться к сказочным героям на волшебном зонтике.
Загадывает загадки для активизации мыслительной: деятельности у детей.
Дети представляются
Дети принимают самостоятельное решение помочь сказочным героям
Дети сосредотачивают внимание и отгадывают загадки
Поиск ответа на вопрос, решение проблемы
2. Поиск, решения задачи, проблемы
Цель: опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка
Показ слайда. Смотрите, нас встречает слон из сказки К. И Чуковского «Телефон», у него волшебный сундук (сундук наполнен мелким бросовым материалом – магнитами, кусочками ткани, камнями, соломенными трубочками и др.)
Звучит голос слона «Здравствуйте, дети! Это я вам звонил. В моем волшебном сундуке лежат предметы и материалы, которые вам могут пригодиться.
Вовлекает в совместную деятельность, стимулирует общение.
Создает ситуацию выбора
Дети рассматривают сундук
3. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы
Цель: совместное определение конкретных действий
Показ слайда: Айболиту нужно помочь перебраться на другой берег реки, он спешит на помощь к больным животным. Поможем Айболиту выбрать материал, из которого лучше сделать плот, чтобы безопасно переправиться через реку? Как можно проверить?
Опытно-экспериментальная деятельность
«Испытание предметов из разных материалов на плавучесть. Что тонет, что не тонет?»
Что произошло с бумагой? Сможет ли Айболит переправиться через реку на плоту из ткани? Что происходит с деревом в воде?
Дети дают совет Айболиту сделать плот из дерева, потому что оно не тонет. Вместе с воспитателем делают вывод: деревянные предметы в воде не тонут.
Показ слайда: «В гости к Мойдодыру все скорей спешите, Мойдодыру, дети, помогите.»
Мойдодыр решил устроить банный день, но заработался и совсем забыл, в каких ведрах мыльная вода для купания, а в каких чистая вода для ополаскивания. Нам надо помочь Мойдодыру определить, в каком ведре чистая вода, в каком мыльная. Как определить? Мы можем воспользоваться волшебным сундуком? Как вы думаете, дети, какой предмет нам выбрать? Правильно, трубочки. С помощью трубочки мы сможем подуть в стаканы. там, где мыльный раствор, образуется шапка из мыльной пены, а в чистой воде нет. Предлагаю вам это проверить.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Мыльные пузыри»
Чем отличается мыльная вода от чистой? образуется пена. Частицы мыла и воды соединяются, а воздух помогает образоваться пене.
Вывод: в чистой воде пена не образуется.
Вот теперь Мойдодыр точно запомнит, где какая вода (показывая на шапочки из пены).
Активизирует мыслительную деятельность детей поставленными вопросами
Напоминает детям как правильно проводить опыты с мыльными пузырями
Дети осуществляют выбор материала, средств, способов решения, выдвигают разные предположения
Дети опускают в воду одновременно разные предметы и наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делают вывод по результатам опыта.
Дети самостоятельно выбирают предмет для проведения опыта
Дети опускают соломинку в воду и дуют в нее. В мыльной воде образуется мыльная пена.
4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности
Цель: формирование представлений и развитие умений
Показ слайда: «К Мухе-Цокотухе все скорей спешите, Мухе-Цокотухе скорее помогите!»
Посмотрите, дети, злодей-паучок поймал муху и запер в чулане, а ключик выбросил на песчаном берегу. Как помочь Мухе освободиться? (Высказывания детей)
Дети, давайте обратимся за помощью к волшебному сундуку. Выберите предмет, который нам поможет при поиске ключика? Почему вы так думаете? Давайте попробуем.
Опытно-экспериментальная деятельность
«Свойство магнита. Поиски ключа»
Вывод: магнит имеет свойство притягивать металлические предметы.
Обсуждение способа решения проблемы, работают вместе
С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ.
Делают вывод по результатам опыта
5. Рефлексия, анализ.
Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.
Педагог беседует с детьми, задает вопросы: - Ребята, а зачем мы сегодня летали в сказочную страну?
-Каким сказочным героям помогли?
- Почему плот Айболиту лучше делать из дерева? (Деревянные предметы в воде не тонут.)
-В какой воде пена не образуется? (В чистой воде пена не образуется.)
-Что мы узнали о свойстве магнита? (Магнит притягивает металлические предметы.)
Я рада, что вы всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Стимулирует детей к самостоятельному высказыванию.
Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, чувства.
6. Открытость
Цель: трансформация приобретенных знаний и умений в опыт самостоятельной деятельности.
Обсуждение с детьми продолжения работы в разных формах самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками