Лидия Ивановна Баранова
Развивающая игра «Собери узор»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая игра «Собери узор».
Игра разработана и используется в образовательной и диагностической работе с детьми, как младшего дошкольного возраста, так и старшего дошкольного возраста.
Количество участников игры: от одного ребёнка до пяти детей.
Дидактические задачи: Развивать и закреплять у детей зрительное восприятие цвета и его оттенков, формы, размера и умения их выделять и абстрагировать.
Развивать зрительное внимание, мышление, воображение, фантазию, память, мелкую моторику.
Публикация «Развивающая игра „Собери узор“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Орнамент и узоры
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2021
Формировать пространственные представления (справа, слева, вверху, внизу, в центре, между, первый ряд, второй ряд и т. д.).
Формировать временные представления (сначала, потом).
Закреплять математические представления: количественный и порядковый счет, понятия о геометрических фигурах, о составе числа.
Игровая задача. Учить ребенка самостоятельно располагать детали (элементы) разного цвета, формы и размера на игровом поле по схеме и без неё и в соответствии с заданием.
Краткая аннотация игры. В комплект игры входит: 5 игровых полей, наборы разноцветных деталей (элементов) разных форм и размеров, образцы узоров, выполненные в форме аппликаций, пиктограммы «Положительные эмоции».
При разработке игры воспользовалась пособием Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б. «Что тебе нравится?» - М. : Дрофа, 1998.
При помощи ксерокса сделала несколько копий схемы узора с одной стороны листа и элементов узора (кружки, треугольники, квадраты, ромбы, лепестки).
Карточки и детали узора заламинировала, сделала демонстрационные аппликационные образцы узоров.
В игре используются карточки с двух сторон (со схемой и без неё).
Правила игры. Каждый игрок берет свой конверт с фигурами и располагает их на игровом поле.
Фигуры необходимо располагать так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
Первый вариант. Игры и задания на игровом поле со схемой.
1. Знакомство с орнаментом. Из геометрических фигур сначала одного цвета, а затем нескольких цветов педагог выкладывает фрагмент орнамента и предлагает ребенку продолжить его.
При выполнении заданий педагог задает вопросы:
Сколько кружков (треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников, лепестков) в твоём узоре? Покажи фигуры красного (коричневого, синего, оранжевого, зеленого и т. д.) цвета. Какого цвета (размера) треугольники внизу, вверху, справа, слева, в центре, в левом (верхнем, нижнем) угле, в правом (верхнем, нижнем) угле? Сосчитай каких фигур 4,6,8? и так далее.
2. Сделай копию узора с опорой на образец. Педагог показывает ребенку карточку с готовым узором и предлагает ему выложить такой же орнамент на своем игровом поле.
3. Сделай копию узора без опоры на образец. Педагог предлагает рассмотреть карточку с узором и затем убирает ее. Даёт ребенку задание выложить узор самостоятельно.
4. Что изменилось? Педагог просит ребенка посмотреть на выложенный узор и отвернуться. Изменяет расположение одной фигуры (потом нескольких). Предлагает ребенку восстановить первоначальную картину.
5. Собери узор из элементов основных цветов (оттеночных цветов, холодных или теплых цветовых тонов).
6. Кто быстрее соберет узор? Каждый игрок берет свой конверт с фигурами и располагает их на поле. Выигрывает тот, кто быстрее и аккуратнее соберет орнамент.
Фотофрагменты игры.
Второй вариант. Игры и задания на пустом (без схемы) игровом поле.
1. Педагог предлагает детям сделать узор, располагая фигуры под диктовку:
• положите в верхний правый угол – треугольник, в центр квадрат и так далее;
• положите красный кружок на поле в любом месте, справа от него - розовый, а под ним – зеленый и так далее;
• положите фигуры по диагонали, кругу, овалу, прямоугольнику, квадрату, «змейкой» и так далее;
• положите три фигуры в ряд, под ним еще один ряд фигур (их может быть больше, меньше или столько же). Сравните где больше, а где меньше? Сделайте так, чтобы фигур было поровну или одних фигур больше (или меньше, чем других;
• выполните с помощью фигур примеры на сложение и вычитание. Например: сколько фигур нужно добавить к четырем, чтобы стало шесть?; сколько фигур надо убрать от семи, чтобы осталось три, и так далее;
• пофантазируйте и составьте из фигурок свой узор или простое изображение (домик, животное, цветок, машину и пр.)
Игра помогает ребенку многому научиться, о многом узнать, развивает разные стороны его личности.
Спасибо за внимание и поддержку!