Юрчук Екатерина Николаевна
Консультация «Развиваем память у детей дошкольного возраста играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем память у детей дошкольного возраста играя
Юрчук Е. Н.
Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память представляет собой совокупность процессов, способствующих запоминанию, сохранению и воспроизведению информации с последующим ее использованием и применением.
В чем же особенности памяти дошколят?
Публикация «Консультация „Развиваем память у детей дошкольного возраста играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Темочки
Развитие памяти у детей дошкольного возраста имеет свои определенные особенности. Избирательность: ребенок фиксирует броские качества предметов, особенные события. Частота: для запоминания необходимо повторение материала. Непроизвольность: дошкольнику присуща память, основанная на эмоциях и интересе. Хороший потенциал развития : считается, что именно в этом возрасте можно заложить у ребенка способность к эффективному запоминанию, что положительно скажется на его умственном развитии и на формировании его как личности.
Развитие памяти дошкольников неразрывно связано с формированием других психических процессов, особенно с восприятием и мышлением. Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в познании окружающего мира, ищет ответы на свои вопросы, пытается получить как можно больше информации о том, что его интересует. Новые знания запоминаются и сохраняются, а когда возникает необходимость, воспроизводятся.
Память - это один из уровней отражения окружающей действительности, сложная и многоступенчатая система перекодирования информации. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Память ребенка в этот период преобладает наглядно-образная. Основными средствами, которыми малыш овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер.
В зависимости от того, какую информацию ребенку необходимо запомнить, выделяют следующие виды образной памяти (т. е. памяти на образы) : зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую. Особую роль в развитии памяти детей дошкольного возраста играет освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. С 4-5 лет у ребенка уверенно начинает развиваться словесно-логическая (вербальная) память – память на слова, суждения, умозаключения.
Вопрос: Какие виды памяти начинают развиваться у детей в дошкольном возрасте? Каковы особенности непроизвольной памяти?
Непроизвольная память – это память, когда ребенок запоминает и воспроизводит информацию, не прилагая волевых усилий. Она является господствующей в дошкольном возрасте, запоминание, у детей, носит, в основном, непроизвольный характер. У ребенка лучше запечатлевается тот материал, который ему интересен, который непосредственно включен в процесс восприятия, вовлеченный в его активную деятельность (например, преодоление препятствий в игре-путешествии, оказание помощи сказочному герою).
На эффективность непроизвольного запоминания у детей влияют следующие факторы, такие, как: организующая роль взрослого, обозначение ситуации и называние объектов словом; понимание, осмысленность, наглядность, доступность предлагающегося материала; игровой мотив; эмоциональная окрашенность, внешняя привлекательность деятельности.
Вопрос: Какие факторы влияют на эффективность запоминания?
На качество запоминания разного рода информации оказывают влияние личностные особенности ребенка: его интересы, настроение, предпочтения к определенным занятиям. Дети очень любопытны, их привлекает все необычное: яркие предметы, необычные вещи, увлекательные события, заманчивые игровые предложения, волшебные сказки… Новое притягивает их взгляд, восхищает и удивляет, надолго остается в памяти. Такие ситуации способствуют развитию неосредственной эмоциональной памяти - памяти на эмоции, чувства, переживания.
А еще дети этого возраста очень подвижны, они любят бегать, прыгать, играть, танцевать. Дошкольный возраст – основа для развития двигательной (моторной) памяти - памяти на движения. Почти все основные навыки двигательной памяти – действия - осваиваются в дошкольном возрасте, совершаются полностью машинально и сохраняются на всю жизнь.
Вопрос: Чем отличается произвольная память от непроизвольной?
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному (сознательному) запоминанию и припоминанию информации, Так, для того, чтобы запомнить, ребенку необходимо сосредоточиться и приложить некоторые волевые усилия.
Произвольная память начинает формироваться у детей примерно в возрасте 4-5 лет. Расширяется сфера познавательной деятельности ребенка, он оказывается способен овладеть логическими приемами запоминания.
Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. В это же время у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Дошкольник не только накапливает определенные знания и опыт, но оказывается способен поделиться ими с другими: со сверстниками и взрослыми.
Вопрос: Так ли необходимо тренировать память ребенка в дошкольном возрасте?
Память современного ребенка нуждается в регулярных тренировках, так как ему приходится осваивать и запоминать большое количество новой информации, действий, учить стихи, пересказывать тексты. От успешности запоминания во многом зависят достижения дошкольника в образовательной деятельности. Так, например, низкий уровень развития зрительной памяти будет тормозить развитие навыков письма и чтения, что может привести, в дальнейшем, к общему отставанию в обучении.
Вопрос: Как оценить способность ребенка к запоминанию?
Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком познавательной информации, и вовремя устранять недостатки развития памяти, необходимо оценивать способности ребенка к запоминанию.
Это осуществляется через использование тестов на определение уровня развития кратковременной зрительной и слуховой памяти через выполнение тестов, заданий, игр, игровых упражнений: ребенку предлагается сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т. д.).
Тест «Запомни картинки» (от3 до 10 картинок).
Тест «Запомни пары слов» (от 3 до 8 слов) :
1) дом, книга, санки, снег; 2) подарок, мальчик, машина, кот, юла, сказка.
Вопрос: Что же влияет на развитие памяти ребенка дошкольного возраста?
На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает особое значение.
Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно систематически развивать его память и ассоциативное мышление с помощью специальных игр, игровых заданий и упражнений, и, таким образом, возможно добиться значительного улучшения качественных показателей памяти.
Вопрос: Как организовать обучение ребенка приемам запоминания? Какой применять для этого материал?
Игры, игровые упражнения на развитие произвольной памяти у детей.
Дидактическая задача: упражнять в умении удерживать в памяти слова, или рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые действия: запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий, поиск, помощь сказочному герою и т. п.
Игровой материал: карточки с изображением картинок, фигур и схем, предметы и игрушки, тексты, сценарии.
Игровые правила: запомнить необходимые слова, картинки, текст, схемы, правила, действия, правильно их описывать, воспроизводить.
Вопрос: Посоветуйте, какие игры помогут развить зрительную память?
Для развития зрительной памяти подойдут игровые упражнения с такой поставленной задачей: В течение определенного времени (30-60 сек) дошкольнику необходимо запомнить ряд предметов (графических изображений). Далее картинки (рисунки) закрывают или убирают, а ребенку предлагают повторить, назвать или зарисовать то, что было, те предметы, которых не достает.
«Что на картинке». Ребенок должен вспомнить и описать предмет (несколько предметов, учитывая, как отдельные элементы, так и цвет.
- Какие предметы на столе? - Кто выступает в цирке? - Кто в лесу на поляне?
- Описать картинку: вспомнить и рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей.
«Веселые картинки». Запомнить картинки и ответить на вопросы:
1). Что делает клоун? Есть ли шапочка у него на голове? Сколько мячей?
2). Где сидит кот? Кто еще в комнате? Что на полу? Какого цвета телефон?
3). Что держит мишка в лапе? Мишка сидит или стоит? Какие игрушки рядом с ним? Какого цвета у мишки рубашка? Какая картинка висит на стене?
3). Что у снеговика в руках? Есть ли у снеговика шарф? Какого цвета ведро у него на голове? Какое настроение у снеговика?
«Что изменилось?» Ребенка просят внимательно посмотреть и запомнить, что находится на рисунке, затем лист переворачивают и показывают ему вторую картинку. Ребенок должен назвать - что изменилось на картинке.
«Чего не стало». Перед ребенком расставляются от 5 до 8 предметов. Дается время для запоминания. После того как ребенок отвернется, убирается 2–3 предмета. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не стало.
1) «Запомни фигуры»; 2) «Запомни точки». Ребенку предлагается запомнить какого цвета геометрические фигуры; =расположение точек. А затем нарисовать.
«Инопланетяне». Инструкция: «В город прилетели три инопланетянина. Необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей». Затем рисунки убираются. Задание: «К тебе в гости спешит, например, 3-й инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид, нарисуй его портрет».
Рассеянный крокодил. «Посмотри внимательно на этого рассеянного Крокодила» (затем картинка убирается). Ребенка просят ответить на вопросы:
- Какого цвета Крокодил на рисунке? - Сколько у Крокодила ног? - Что необычного ты заметил у крокодила?
Вопрос: Ребенку осталось 1,5 года до школы. Подскажите, как развивать у него словесно-логическую память?
Словесно-логическая память : это запоминание, сохранение и воспроизведение логических высказываний, выражений, понятий, формулировок. В старшем дошкольном возрасте начинает действовать принцип смысловой организации памяти. Для развития словесно-логической памяти можно использовать такого вида игровые задания:
«Пары слов» (развитие смыслового соотнесения, как логического приема запоминания). Предлагаются 6-10 пар слов, логически связанные по смыслу. Затем, взрослый называет 1-е слово из пары, ребенка просят назвать 2-е. Например, дом - окно, стол - ваза, елка - игрушки, школа - ученик, река - мост, дорога - машина.
«Ассоциации». Детей просят запомнить слова к картинкам: зима, любовь, время, гроза, праздник, дружеский разговор, угощение. Через некоторое время вспомнить и назвать их, глядя на опорные картинки: часы, снежинка, сердце, молния, воздушный шарик, телефон, конфеты.
Вопрос: Ребенок с трудом запоминает содержание рассказов, сказок, испытывает трудности при заучивании стишков. Что делать?
«Высший пилотаж» в заучивании вербального материала - это системное запоминание. Важно не заставлять ребенка механически запоминать содержание текста, а сделать так, чтобы ребенок получил яркое впечатление от прочитанного. Еще одно из условий - это соответствие предложенного материала возрасту ребенка.
Рассказ для запоминания «Про Ваню и Машу». Жили-были детки, Ваня и Маша. Подарила им мама деревянную лошадку на колесиках. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее колесико сломано. Позвали они своего дедулю, и он починил лошадку.
Для развития памяти хорошо заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности, пересказывать небольшие тексты и сказки, важно при этом развивать способы словесно-логического запоминания. Для этого учить ребенка выделять в тексте «ключевые слова», составлять «план» для пересказа текста.
Помнить, что важную роль в процессе запоминания любой информации играет повторение и закрепление усвоенного.
Вопрос: Есть ли какие-либо «особые» и эффективные способы развития памяти детей?
Особое значение при пересказывании, составлении рассказов и заучивании стихов, занимает мнемотехника (с греч. - искусство запоминания, которая включает различные приемы и методы, облегчающие запоминание, способствующие сохранению и воспроизведению информации, и, в целом, увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
В качестве дидактического материала для этого используются мнемотаблицы, где к каждому слову или словосочетанию соотносится картинка (схема, особый рисунок). Благодаря этим схемам-рисункам ребенок лучше понимает содержание и гораздо лучше запоминает.
Мнемотаблицы по сказке. Ребенку предлагается по картинкам рассказать сказку (например, «Репка») кукле или другой игрушке. Ряд картинок: репка, дедка, бабка и т. п.
Мнемотаблицы для заучивания стихотворения (пересказа текста).
«Кошка и мышка» : «Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет. Картинки: кошка, окно, шапка, иголка с ниткой. Мышка, сапожки, домик, метелка.
«Рисование схем» — один из способов логического запоминания,
Ребенок должен делать по содержанию текста схематичные зарисовки:
У дороги растет большое дерево. Мальчик катается на лыжах.
Вопрос: Какие игры можно использовать на развитие слуховой памяти?
Можно предложить ребенку игровые упражнения на развитие слуховой памяти. Ребенок должен запомнить несколько слов или небольшой текст, ряд цифр, последовательность действий, а затем - повторить.
Игра «Гуляем по лесу». Детям предлагается совершить воображаемую прогулку по лесу. Называются птицы: «Сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка». С названием каждой птицы дети прикрепляют листочек на дерево. Затем ребята должны вспомнить всех птиц и поочередно снимать листок с дерева.
«Игра с колокольчиками». Взрослый звонит последовательно в три колокольчика разного тона (колокольчики не показывают). Дети должны при их звучании производить разные действия (по договоренности, например, хлопать в ладоши перед собой, хлопать по коленям, над головой. Вариант: использовать музыкальные инструменты, например: гармошку, барабан, металлофон.
«Сказочники». Сказка читается по частям (1-2 предложения, потом детям задаются вопросы по содержанию. Например, «Шел солдат по дороге: Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; шел он домой с войны»
- Что у солдата за спиной? Что у него на боку?
«Стоп». Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона». А теперь я буду читать сказку, но как только прочитаю это особое предложение – ты должен хлопнуть в ладоши и сказать «стоп!»
Предлагается, фрагмент из сказки, к примеру, Г. X. Андерсена «Дикие лебеди» : «Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».
Вопрос: Воспитатели говорят, что мой ребенок с трудом запоминает танцевальные движения, их последовательность, физические упражнения. Можно ли улучшить память на движения?
Моторно-слуховую (двигательную) память можно успешно развить.
Предлагаем некоторые упражнения на развитие этого вида памяти.
«Обезьянки» Дети по очереди должны показать разные движения, а остальные - их повторить друг за другом.
«Делай как я». Взрослый показывает ребенку 3–5 движений, которые он должен повторить в точной последовательности. Со временем усложнить задачу, добавляя новые движения.
«Птицы – цветы – деревья». Ребенку предлагается задание: если он услышит название цветка, то должен хлопнуть в ладоши, если название птицы, то помахать руками, если название дерева – встать в позу «дерева», расставив руки, как ветки.
Примерный ряд слов: дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, дуб, сова, лилия, василек, голубь, тополь, гвоздика, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник.
Игра «Слушай и исполняй». Взрослый называет вслух несколько движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Вопрос: Какие условия необходимы для развития памяти и качественного запоминания?
Память тесно связана с волевыми качествами, с их целенаправленностью, мотивами поведения. С возрастом память ребенка-дошкольника из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой и постепенно приобретает черты произвольности.
Освоение различных способов, средств и стратегий осмысленного запоминания, обуславливает совершенствование памяти в дошкольном возрасте.
Использование специальных игр и упражнений, с целью развития памяти, использование мнемотехнических приемов способствуют повышению эффективности осмысленного запоминания, развитию ее опосредованности, превращению памяти ребенка в осознанную, опосредованную, произвольную психическую функцию. При обучении дошкольников приемам и средствам запоминания важны систематичность и игровая мотивация, доброжелательная обстановка, положительные эмоции ребенка, его внимание и желание запомнить, активная позиция к информации (материалу, поддержка и похвала взрослых.
Дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. При правильно организованном обучении «играем и запоминаем вместе» (вместе с мамой) можно достигнуть выраженного эффекта в развитии памяти. Это, в дальнейшем, позволит в значительной мере обеспечить успешное обучение ребенка в школе.
п/психолог Юрчук Е. Н.
Рекомендуемая литература:
1. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова и. Развиваем память. 6-7 лет. Рабочая тетрадь. – М., «Росмэн», 2015.
2. Земцова О. Н. «Умные книжки», Запомни картинки. Развиваем память. Для детей 3-4 лет; 5-6 лет. – М., 2017.
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2002.
4. Психология дошкольника : Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. - М., 2000.
5. Электронный ресурс: https://lektsii.org/8-35135.html
https://steshka.ru/umnye-knigi-zemcova