Лариса Зайченко
Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Мелкую моторику рук развивают:
1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
2. Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
Публикация «Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
3. Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
4. Рисование карандашом, фломастером, кистью;
5. Застегивание и расстёгивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. ;
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазанья (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Развивая мелкую моторику рук нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем правое полушарие мозга.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно проводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
6. У малыша развивается воображения и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «говорить руками» целые истории (пример смотрите далее).
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.
Массируем пальчики
Если вы хотите чтобы ваш ребенок благополучно развивался, был активным, любознательным, поскорее начал хорошо говорить, то кроме обычного массажа для тела обязательно проводите массаж ладоней и пальцев рук. Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Запомните основные правила массажа
Развивать мелкую моторику можно уже в младенческом возрасте – с первого месяца. Одной рукой вы производите массирующие движения, а другой поддерживаете ручку малыша.
Основные приемы массажа:
поглаживание (время от времени поглаживайте ладошки малыша с двух сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью; можно воспользоваться мягкой щеточкой.)
разминания (вращательными движениями массируйте пальчики от кончиков к запястью; в завершение обязательно погладьте кисти ручек и напоследок проведите пассивную гимнастику для пальчиков).
поглаживание тыльной стороны кисти малыша от кончиков до середины предплечья. (движения всей ладонью);
поглаживание каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям – тыльной, боковой и ладонной (движения несколькими пальцами).
растирания каждого пальчика по ладонной и боковым поверхностям от кончика к основанию (спиралеобразные движения костяшками пальцев).
повторное поглаживание.
вибрация – постукивание костей ручек ребенка (движение кончиками пальцев).
завершите массаж пассивными и активными пальчиковыми упражнениями.
Проводить массаж можно ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса 3 – 5 минут, курс 10 – 12 сеансов. Через 10 – 30 дней курс можно повторить.
Кроме массажа с малышом можно проводить занимательные игры, включающие в себя элементы массажа кистей рук.
Когда малыш самостоятельно разминает свои пальчики (выполняет упражнения, играет); он занимается пассивной гимнастикой (поочередное покачивание, сгибание и вращение каждого пальчика) невозможно без участия взрослых
Самомассаж усиливает кровообращение в кистях рук. Поиграйте с вашим малышом в эти веселые и полезные игры для ладошек и для пальчиков:
-хлопки;
-сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов;
-потирание ладоней одна о другую;
-перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш).
-перекатывайте по поверхности стола мелких предметов двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину, маленькую или даже маковое зернышко).