Светлана Рудакова
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Одним из факторов формирования высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий ребёнка, направленных на выполнение тонких мелких движений кистями и пальцами рук. В быту детям постоянно приходится совершать разные действия мелкой моторики : застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, манипулировать мелкими предметами, рисовать, пользоваться ножницами и т. д. Чем лучше они это делают, тем успешней результат их деятельности. Кроме того, дети с высоким уровнем развития мелкой моторики успешно овладевают графомоторными навыками.
Публикация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» размещена в разделах
Исследователями Института физиологии детей и подростков было доказано, что речевое развитие тесно связано с пальцевой моторикой. Поэтому, начинать развивать мелкую моторику необходимо как можно раньше. Особую роль в этой подготовке играют родители. В помощь родителям мы предлагаем разные варианты развития мелкой моторики. Данные упражнения развивают :
-точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
-психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;
-формируют пространственные представления: ориентировку на листе, ориентировку в пространстве на примере собственного тела;
-приучают действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
1. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы ваш малыш хорошо говорил, не испытывал трудностей при обучении письму, научите его играть пальчиками, сопровождая эти игры звукоподражаниями, стихами, ласковыми словами.
Упражнения на развитие динамической координации движений.
Знакомство с пальчиками
Дружно пальцы встали в ряд
(покажите ладони)
Десять крепеньких ребят
(сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
(вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
(покажите большие пальцы)
Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак)
Киска
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком.
(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла
(“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила
(указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок!
(засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой
(крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка!
(пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес!
(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)
В гости в домик
На горе мы видим дом
( сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом
(сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты
(изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы
(сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор
(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор
(погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем
(изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем
(пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся:
(кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук?
(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли
(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Буквы и цифры» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
2. Застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и бантиков, плетение косичек.
3. Составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина).
4. Составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов.
5. Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера.
6. Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей и др.
7. Работа с песком.
8. Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы, сортировка бобов, фасоли, гороха и др.
9. Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
10. Игры : лего, пазлы, мозайка и конструкторы.
11. Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур.
12. Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание).
13. Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга).
14. Поделки из природных материалов