Анна Полыгина
Развиваем грамматические способности у ребёнка с помощью игры
▼ Скачать + Заказать документы
Грамотная речь или письмо всегда вызывают уважение. С человеком, владеющим ею приятно общаться, к нему всегда обращаются за советом, помощью. И это заслуженный авторитет, так как грамотный человек является носителем культуры родного языка.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок обладал грамматическими способностями? Особенно это становится актуальным с началом школьной жизни.
Публикация «Развиваем грамматические способности у ребёнка с помощью игры» размещена в разделах
Родителям хочется, чтобы ребёнок вырастал грамотным и культурным человеком и все члены семьи начинают делать всё возможное, чтобы школьное обучение стало для первоклассника наименее болезненным и наиболее успешным. Ведь каждый взрослый, несомненно, вспоминает как в школе зубрил многочисленные правила по русскому языку. Согласитесь, это довольно скучное и утомительное занятие. Но что делать?
Позаботьтесь об этом прямо сейчас, пока ваши дети ещё дошколята. Для начала отложите скучную зубрёжку букв алфавита, унылое чтение слогов по книжке. Взамен этого поиграйте в игры занимательно-развлекательного характера, которые помогут ребёнку развивать собственные грамматические способности. Ведь учить русский язык можно весело, интересно и просто здорово. Пригласите своих ребятишек в «Волшебную страну грамотеев» и в путь за постижением секретов нашего родного русского языка. А помогут вам в этом занимательные игры, которые мы вам предлагаем. Вы также с успехом можете придумывать сами аналогичные игры в зависимости от затруднений или успехов ваших детей в усвоении грамматических форм речи.
Запоминаем буквы
Эта игра поможет ребёнку легче запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.
1. Взрослый обводит букву по контуру, называя её, а ребёнок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
2. Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать её. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребёнка : «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».
3. Буквы вылепливаются из пластилина, конструируются из спичек, зубочисток, счётных палочек, семечек.
4. Взрослый с ребёнком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.
Полезно, чтобы в процессе запоминания букв активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запоминание ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.
Замени твёрдое звучание слова на мягкое
В этой игре тренируется фонематический слух, внимание; стимулируется интерес к родному языку.
Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слова с твё рдым согласным звуком: рад, мал, нос. Ребёнок, поймав мяч, придумывает вариант звучания этого слова не с твёрдым, с мягким согласным звуком и бросает мяч назад: рад – ряд, мал – мял, вол – вёл, мыл – мил, лук – люк, нос – нёс, воз – вёз.
Другой вариант этой игры – твё рдый согласный звук меняется на мягкий в конце слова: угол – уголь, брат – брать, ел – ель, топ – топь, мел – мель, хор – хорь, пыл – пыль, был – быль, жар – жарь, дал – даль, стал – сталь, вес – весь.
Наблюдательный фотограф
В данной игре тренируется способность запоминать, умение наблюдать и осуществлять звуковой анализ слов.
Взрослый сообщает ребёнку, что он фотограф, и предлагает ребёнку тоже роль фотографа. Взрослый громко произносит какой-либо звук. Они начинают «фотографировать» предметы на этот звук, например, (р, (с). Затем в течение нескольких минут просматривают свои «фотоплёнки» и называют, какие фотографии у них получились на заданный звук.
Второй вариант игры может основываться на применении настоящего цифрового фотоаппарата, что намного увлекательнее для ребёнка. В данном случае на заданный звук ребёнок делает настоящие фотоснимки, затем вместе со взрослым вспоминает их очерёдность и проверяет на режиме просмотра правильность ответа.
Анаграммы
Эта игра поможет в формировании навыка звукобуквенного анализа слов; научит терпению.
Ребёнку предлагается вместе со взрослым стать волшебником и превращать буквы в слова. Каждый играющий получает на карточке набор букв и путё м их перестановки составляет готовое слово: омд – дом, кма – мак, унла – луна, озар – роза, лошак – школа, ратап – парта. Задачу можно усложнить увеличив набор сходных букв, из которых надо составить как можно больше готовых слов: клуно – клоун, уклон, кулон, колун.
Прятки с буквами
В этой игре происходит тренировка сообразительности, воображения, умения узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, асфальте или песке рисуется незамысловатый узор: квадрат с соединёнными по диагонали углами, второй квадрат с таким же рисунком, добавлен сюда же вписанный круг, ещё один квадрат с вписанным в него кругом и проведёнными через центр прямыми, соединяющими верхнюю и нижнюю, правую и левую стороны.
Задание: внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания каких-либо букв, называть их по очереди и показывать на узоре контур. Взрослый и ребёнок делают это по очереди. Например, в данном рисунке можно увидеть буквы: «п», «о», «е», «ф», «р», «н», «т», «г».