Людмила Кондрашкина
Развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 3–4 лет с помощью дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Рассмотрено влияние дидактической игры как эффективного средства развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет. Описан механизм и результаты обследования уровней развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены и обоснованы педагогические условия эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольных образовательных организациях. Описано содержание работы формирующего этапа эксперимента. Представлены промежуточные результаты, полученные в процессе экспериментальной работы с детьми младшей группы.
Публикация «Развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 3–4 лет с помощью дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность, дидактическая игра, младший дошкольный возраст.
Дошкольное детство является оптимальным периодом для формирования познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности. Мир, окружающий ребенка дошкольного возраста, представляется ему довольно разнообразным, а свойственная возрасту потребность в новых впечатлениях и знаниях, стимулирует его к познавательной деятельности. Дошкольник задает вопросы, касающиеся доступных и недоступных его непосредственному восприятию предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям окружающего мира. Так, параллельно с познавательной деятельностью у ребенка возникает интерес к деятельности исследовательского характера.
Эти особенности развития детей дошкольного возраста нашли свое отражение в государственных документах, регламентирующих цели и содержание дошкольного образования. Так, в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что реализация программы дошкольного образования должна проходить в специфических для дошкольного возраста формах деятельности : общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) [5].
Проблема познавательной и исследовательской деятельности детей всегда была предметом изучения педагогов и психологов. Ее роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста подчеркивали в своих работах еще А. Дистервег, Я. А. Коменский, М. Монтессори, Й. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель и др. Они отмечали эффективность обучения детей при условии перехода от простого запоминания знаний к их получению на основе познавательно-исследовательской деятельности, которая должна отличаться разнообразием, соответствовать силам и возможностям детей.
М. И. Лисина рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природных явлений, решения проблемных заданий, практически преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения [1].
Л. А. Парамонова считает, что результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника является интеллектуальная компетентность, которая характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям [2]. Один из наиболее известных авторов, изучавших проблему познавательно-исследовательской деятельности детей, А. И. Савенков, раскрывает ее как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих. Ученый описывает алгоритм действий в познавательно-исследовательской деятельности. Он включает: выявление проблемы, которую можно исследовать; выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний; определение цели исследования; определение задач исследования; выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом); составление предварительного плана исследования; проведение эксперимента (опыта, наблюдения, проверка гипотезы, формулирование выводов; указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы [3].
Анализ исследований авторов по проблеме познавательной и исследовательской деятельности личности позволяет сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, позволяет активизировать процесс познания, придавая ему исследовательский, творческий характер. Ее организация на этапе дошкольного детства носит практико-ориентированный характер с учетом интересов и потребностей ребенка.
Среди возможных средств развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста особого внимания заслуживает дидактическая игра. Она одновременно является формой игровой деятельности и реализует цели, задачи познавательно-исследовательской деятельности. Этот вид игр способствует развитию мышления, логики, творческих способностей у детей, позволяет в игровой и наглядной форме продемонстрировать им взаимосвязь между живыми и неживыми объектами в природе, социальными явлениями в обществе и т. п. Познавая окружающий мир, ребенок-дошкольник делает много открытий. Когда он слышит, видит, делает своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Именно дидактическая игра позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте.
В процессе использования дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развивается умение работать самостоятельно и в коллективе сверстников, они учатся определять причины неудач собственной познавательно-исследовательской деятельности, делать элементарные выводы. Дидактические игры способствуют также нравственному воспитанию детей при знакомстве с явлениями или объектами окружающего мира, формируют у них первичные представления о себе и других людях.
Вместе с тем, несмотря на значительный вклад педагогов-практиков в разработку дидактических игр для дошкольников и обширное изучение проблемы формирования познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, не была глубоко исследована проблема развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет. В том числе, широко не изучалось использование дидактических игр с целью формирования навыков познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников, что обусловило наш научный поиск.
Целью исследования стало: проанализировать актуальность и эффективность использования системы дидактических игр в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет.
Объект исследования: познавательно-исследовательская деятельность детей 3-4 лет.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет будет более эффективным, если включить в него систему специально подобранных дидактических игр.
Для проверки ее истинности было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало: выявить начальный уровень развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада №190 «Дюймовочка» г. Тольятти. В экспериментальную группу входило 20 детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента использовали диагностический материал для обследования познавательной сферы детей 3-4 лет из «Диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста» ( авторы-составители: Савченко М. В., Котова Л. Н., Бридько Г. Ф.) [4]. Были проанализированы следующие показатели познавательного развития детей : умение устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями; владение знаниями о явлениях общественной жизни, о некоторых домашних животных; умение определять количественное соотношение двух групп предметов, понимать конкретный смысл слов «много», «один», «столько же», «ни одного»; умение различать круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и круглую форму; умение группировать предметы по цвету, размеру, форме; понимание смысла обозначений «вверху-внизу», «впереди-сзади», «слева-справа», «над-под»; умение различать понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», «зима», «лето».
Обследование позволило выявить следующие результаты: к высокому уровню развития познавательно-исследовательской деятельности были отнесены 5% детей экспериментальной группы, средний уровень выявили у 60% детей, 35% детей было отнесено к низкому уровню развития познавательно-исследовательской деятельности. Такие результаты убедили нас в необходимости проведения работы формирующего характера.
Целью формирующего этапа эксперимента было: эмпирически доказать роль дидактической игры в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Для этого была разработана модель развития познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет с помощью дидактической игры. Она состояла из трех блоков: целевого, содержательного и технологического. В целевом блоке были выделены задачи и педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Было отмечено, что первостепенными условиями при организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных организациях, являются:
- создание картотеки дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием в данной возрастной группе;
- подбор необходимого дидактического материала, обновление, изменение с учетом образовательных задач и возраста детей;
- создание авторских дидактических игр, картотеки опытов и экспериментов с учетом правил безопасности;
- создание банка атрибутов к словесным дидактическим играм;
- обеспечение наличия дидактических игр различной сложности для индивидуального подхода к развитию каждого ребенка;
- определение установленного времени на познавательно-исследовательскую деятельность как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей;
- создание в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей проявлению активности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
В содержательном и технологическом блоке были выделены направления работы по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет, описана система дидактических игр, позволяющих реализовать задачи каждого из направлений, а также особенности организации работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей с помощью дидактической игры.
Указанная система включала дидактические игры по следующим направлениям:
- группирование предметов по заданным признакам («Подбери вагончики к локомотиву», «Подбери бант кукле», «Посади бабочку на свой цветочек», «Матрешки – сестрички», «Три медведя», «Подбери фигуру» «Почему квадрат не катится?»);
- ориентировка в пространстве («Спрячем и найдем», «Кто за кем», «Кукла Маша спряталась»);
- ориентировка во времени, закрепление представлений о частях суток («Наш день», «Когда это бывает», «Разложи по порядку»);
- количественное соотношение двух групп предметов («Возьми столько же», «Помоги цыплятам», «Сколько снежинок у Снегурочки», «Помоги Белочке разделить грибочки», «Два жадных медвежонка»);
- установление простейших связей между воспринимаемыми предметами и явлениями («Парные картинки», «Рассмотри предметы и назови только мебель»);
- элементы ТРИЗ (синектика; «Парные картинки»);
- экспериментирование («Вода, какая она?», «Играем с глиной»);
- изготовление простейших макетов пространства с небольшим количеством объектов («Домик для кукол», «Гараж для машин»).
В рамках реализации педагогических условий, обоснованных в инструментальном блоке модели, в группе был создан центр экспериментирования «Почемучка». Дизайн центра соответствовал общему оформлению группы и дополнял его. Основная тематика – «Опыты и эксперименты с водой и песком». В экспериментальном центре «живет» персонаж кукла Почемучка, которая с помощью игровых заданий, опытов и экспериментов помогает активизировать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников. Такие мероприятия побуждают детей к взаимодействию друг с другом и с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в центре «Почемучка» экспонатами и в процессе игры обогащают свой опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит развитие исследовательского типа мышления, мотивация к познавательно-исследовательской деятельности.
Использование центра экспериментирования «Почемучка» происходило как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.
В ходе проведения формирующего этапа эксперимента были получены промежуточные результаты. Наблюдения за детьми в процессе целенаправленной игровой деятельности исследовательского характера указывают на качественные сдвиги, произошедшие в развитии их познавательно-исследовательской деятельности. Младшие дошкольники проявляют живой интерес к деятельности такого характера, проводят много времени в центре экспериментирования, самостоятельно организовывают игры с дидактическими пособиями, разработанными нами. Свое отражение используемые нами дидактические игры нашли в сюжетно-ролевых играх детей. Кроме того, наблюдения за детьми в процессе организованной образовательной деятельности указывают на расширение у них знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, их свойствах, признаках, материалах и формах. Это свидетельствует об эффективности работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Перспективу дальнейшей экспериментальной деятельности видим в проведении контрольного этапа исследования с целью количественной оценки эффективности применения дидактических игр в познавательно-исследовательской деятельности детей 3-4 лет.
Список литературы
1. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 18-35.
2. Парамонова, Л. А. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО / Л. А. Парамонова. - М. : Истоки, 2018. – 192 с.
3. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение ребенка / А. И. Савенков. – СПб. : Питер, 2004. – 172 с.
4. Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт. -сост. М. В. Савченко, Л. Н. Котова, Н. В. Губанова. – Донецк: Истоки, 2017. - 76 с
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.