Загидуллина Виктория
Развития мелкой и общей моторики на активную речь детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают их необходимо своевременно выявлять и исправлять. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.
Публикация «Развития мелкой и общей моторики на активную речь детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Цель: формирование речевой деятельности детей 3-4 лет через развитие общий и мелкой моторики.
Задачи для детей :
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
- Обогащать словарный запас;
- Тренировать тонкие движения пальцев рук;
- Способствовать развитию творческих способностей;
- Развивать память и связную речь;
- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
- Развивать навыки ручной умелости.
Задачи для педагога:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме как влияет развитие общей и мелкой моторики на активную речь детей;
- Разработать комплекс упражнений направленных на развитие фразовой и связной речи, а также развитие мелкой и общей моторики.
Использование мелкой моторики в разных видах деятельности
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Пальчиковые игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: у ребёнка 3-4 лет имеются затруднения в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек. Всё это – эффективные пути для развития мелкой моторики и развития речи детей. Одно из направлений - это игры со счетными палочками. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением, она развивает не только мелкую, но и общую моторику.
Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей у нас включаются и в занятия воспитателей. Они проводятся также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок. Используя мелкую моторику в разных видах деятельности мы развиваем психические процессы (память, внимание, воображение, когда играем в пальчиковые игры, разучиваем физминутки, а также интерес и желание детей узнать что то новое и придя домой рассказать родителям чему их сегодня научили, но, конечно же, главная цель развиваем речь детей.
Система упражнений по развитию общей и мелкой моторики
Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Занятия проводятся с детьми четвертого года жизни.
Цель занятий: развитие мелкой и общей моторики у детей с речевыми нарушениями. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей.
1."Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов". Цель: развивать мелкую моторику.
2."Две подружки". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
3. "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков (красных – "помидоров", зеленых "колбасок" – "лука"). Цель: учить скатывать шарики и "колбаски" между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого куска пластилина; формировать координацию движений; развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку; развивать воображение.
Это лук зеленый – я его сорвал…
Этот помидорчик в руки мне попал.
Режем быстро,-
Лук – кусочками,
А помидорчик – круглыми колечками.
4."Яблоки". Цель: развивать общую координацию движений.
Веточки на яблоньке повисли от печали,
Яблоки на веточках висели и скучали.
Девочки и мальчики ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали.
5. "Варим компот". Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений. Материал: нож, мягкая проволока, любые фрукты, кружочки из толстого картона (цветные) с дырочкой посередине. Методические рекомендации: нарезать яблоко, грушу, сливу тонкими колечками и попросить нанизать их на проволочку (для сушки). Затем можно заменить фрукты вырезанными из картона кружочками (синие – "сливы", красные – "яблоки", желтые - "груши").
6. "Шнуровки" – учить вкладывать шнурок в дырочку. Цель: учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу; развивать целенаправленность действий и мелкую моторику пальцев.
7. "Платье в горох". Цель: формировать зрительно-двигательную координацию. Развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предмета. Учить рисовать круги на платье. Развивать ловкость пальцев.
8. Выкладывание из палочек "Санки". Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
9. "Снежинки". Цель: развивать координацию общих движений.
Ой, летят, летят снежинки,
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима
Рукавами повела.
Все снежинки закружила
И на землю опустила.
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки.
10. "Кто в домике живет?". Цель: развивать тактильные ощущения; учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; развивать мелкую моторику; активизировать словарь : "медведь – медвежонок", "белка – бельчонок", "лиса – лисенок", "большой – маленький". Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.
11. Динамическое упражнение "Медвежата". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали:
Вот так, вот так,
Дружно лапы поднимали.
12. "Угощение для птиц". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Материал: семена тыквы, подсолнечника, большой лист бумаги, пластилин, птицы, кормушка. Методические рекомендации: 1. Сортировка семян (тыквы и подсолнечника). 2. Отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги. 3. Отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.
13. "Составим из палочек машину". Цель: учить действовать по представлению; учить собирать машину по ее графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. Материал: палочки цветные, предметные картинки с изображением машины и схема выкладывания палочками, кружки для колес.
14. "Дорога для машины" – рисование кисточкой. Цель: упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных линий; развивать мелкую моторику, аккуратность и желание рисовать.
15. "Разрезные картинки" – собрать картинки игрушек из двух частей. Цель: уточнять представление о предметах (игрушках, учить выделять части и соединять их в целое; развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой); развивать мелкую моторику; закреплять эмоционально положительное отношение к игре.