Ирина Павлова
Развитие зрительного внимания и восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие представляет собой основу зрительного внимания, зрительной памяти и мышления.
Зрительное внима ние — это избирательная направленность зрительного восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Публикация «Развитие зрительного внимания и восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например, уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.
Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.
У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы.
Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей.
На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Но уже на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» - дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Далее было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематичное изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица зрительно фиксируются в течение большего времени.
Период от рождения до 5-6 месяцев очень важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. В результате улучшаются зрительные функции (светоощущение, цветоощущение, острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения, которые лежат в основе зрительного восприятия.
Психофизиологи рассматривают этот возрастной период как критический для формирования зрительной системы. В этот период особое внимание следует обратить на детей, которые подверглись влиянию различного рода неблагоприятных факторов, как во время беременности, так и во время родов (например, асфиксии, гипоксии, внутриутробной инфекции, родились недоношенными, а также, если кто-либо из родителей, дедушек и бабушек имеет заболевания зрения. Такие дети относятся к группе риска.
Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.
Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.
Нейробиологические причины дефицита внимания чаще всего связаны с поражением лобных долей коры головного мозга и базальных ядер, дефицит же зрительного внимания связан с поражением теменной области коры головного мозга, таламуса и отделов среднего мозга отвечающих за движение глаз.
Внимание детей с различными речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, трудностями в сосредоточении внимания на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач на базе словесной инструкции, трудностями распределения внимания между речью и практическими действиями, ошибками внимания на протяжении всей работы, нарушениями упреждающего, связанного с анализом условий задания, и текущего (в процессе выполнения задания) видами контроля за деятельностью, проявлениями неспецифических отвлечений (например, "посмотрел в окно, по сторонам, низким уровнем произвольного внимания, которое в свою очередь приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
Восстановление зрительного восприятия основывается на пластичности мозга. Таким образом, если мы регулярно тренируем зрительное восприятие, укрепляются соединения структур мозга, участвующие в восприятии. Поэтому, когда наши глаза посылают информацию в мозг, нейронные соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая наше зрительное восприятие.
Функция зрительного восприятия лежит в основе множества психических процессов, основанных на участии зрительного анализатора. Прежде всего это касается мышления, зрительной памяти, чтения и письма. Ранний возраст является наиболее чувствительным для накопления информации зрительного типа.