Марина Цее
Развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного.»
Р. Тагор
Много лет назад я стала работать над проблемой эстетического воспитания дошкольного возраста. Эстетика и красота – это понятия неотделимые друг от друга. Под словом красота понимается нечто доброе, прекрасное, гармоничное, совершенное, что вызывает радость, удовлетворение, восторг, утешение, положительно влияющие на человека.
Темочки:
Эстетическое отношение не дано человеку от рождения, а формируется в деятельности под влиянием целенаправленного руководства. Успех в такой работе будет зависеть от точно подобранных педагогом и максимально эффективных средств и способов. Такими средствами выступают чтение художественной литературы с описанием красоты природы, рассматривание произведений искусств с передачей образов флоры и фауны, прослушивание музыкального репертуара, который точно передает настроение и состояние сезонных явлений природы, непосредственное общение с природой т. е. наблюдение за ней, труд, посильное преображение, и, конечно изобразительное искусство.
Постепенное накопление всех полученных знаний и впечатлений пробуждает в ребенке потребность в самовыражении и самореализации. Все дети любят рисовать. Они активно начинают изображать красивое в природе в своих рисунках. Передавать точные образы живой и не живой природы в театральных миниатюрах. В процессе самовыражения и самореализации у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Таким образом, занятия рисованием циклично развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства и формируют эстетические качества. Кроме того, занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослым, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Но без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Очевидно, что руководить развитием детей в изобразительной деятельности необходимо. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребёнка дело. Поэтому ребенка необходимо знакомить с нетрадиционными техниками изобразительного творчества.
Чем больше способов изображения, нетрадиционных техник знают дети, тем больше возможности у них появляется для творчества. В каждой технике есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технику, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная техника дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.
Техника «Акватипия» – новый виток детской фантазией в живописи. Задания: «Букет для мамы» сочетает акварель и восковые мелки, «Полет в космос» – фломастеры, гуашь, ножницы и клей. Задание: «Портрет моего друга» – пастель, чёрную тушь, кисть и палочку. Техника акварели по сырому материалу, акварель с солью – задания: «Кто живёт в этом лесу», «Снежный лес» — губка, тонкая кисть, тушь, палочка, соль. Тема «Город мастеров» привлекает наибольшее количество средств и материалов для исполнения композиции: фломастеры цветные, чёрная тушь, блюдце, поролон, спичечные коробки.
Декоративно-прикладная работа «Веселые матрешки», исполняемая в технике «Аппликация», потребовали различных цветных лоскутов тканей, клей, ножницы и иллюстративный материал. Для задания «Букет их сухих листьев» понадобились засушенные осенние листья, клей, гуашь. Тема «Фантазия» предполагает цветную бумагу, ножницы, клей.
Сколько возможностей для передачи собственных эмоциональных ощущений в творчестве, различных тем, видов и жанров, а в достижении цели хороши все средства, с которыми знакомят.
Расширяя диапазон развития ребенка и увлекая его в сказочный мир изобразительного искусства, мы незаметно для него развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности.
Я твердо убеждена в том, что работа, которую провожу с детьми необходима, значима, актуальна.
КРАСОТА СПАСЕТ МИР И НАШИХ ДЕТЕЙ!