Семенцова
Развитие эмоциональной сферы у детей с проблемами в умственном развитии средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодня проблема эмоционального развития у детей с проблемами умственного развития является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Исследованием эмоций детей с интеллектуальным недоразвитием занимались : Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков, М. С. Певзнер, Н. Л. Коломинский, Г. Ф. Бреслав и другие.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Л. С. Выготский «умственно отсталый ребёнок принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций».
О. И. Карабанова видела в театрализованной игре развитие у детей способности к успешному разрешению проблемных ситуаций за счет умения увидеть и проанализировать, драматизировать ситуацию, сценарий с точки зрения разных персонажей, выделить новые свойства и условия разрешения проблемной ситуации.
Н. Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального дошкольника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости". Это объясняется тем, что для того что бы, научить ребёнка воспринимать просмотр сказок, постановок, знакомить с театрализованной деятельностью необходимо прежде всего с момента поступления в дошкольное учреждения проводить работу по развитию внимания, переключения внимания с объекта на объект, развивать память, мышление, воображение т. е. все психические процессы, которые у детей с ОВЗ практически отсутствуют. Лишь только при их развитии можно говорить о введении в жизнь ребёнка, как игровую деятельность, так и театрализованную деятельность. Вот почему эмоциональная сфера детей с ОВЗ нуждается в коррекции.
Переживания у детей с проблемами в развитии более примитивны, они испытывает только удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Известно, что у детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так, например, от получения похвалы ребёнок может радоваться, смутиться почувствовать удовлетворение.
Умение контролировать детьми свои чувства, влиять на свои эмоции тесно связь со сверстниками – это всё составляющие эмоционального интеллекта.
Развитие эмоций и чувств детей с нарушением интеллекта в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, выработке правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а так же позволяет детям контролировать свои эмоциональные проявления.
На успешное развитие эмоциональной и социальной сферы детей с нарушением интеллекта влияет та деятельность, в которую он вовлечен на данном этапе развития. Иными словами, эмоции ребенка и его успешная социализация развиваются в деятельности и зависят от ее содержания и структуры. Одной из наиболее эффективных форм работы является театрализованная деятельность.
Вся работа по развитию эмоций у детей с проблемами в развитии должна проводиться по схеме: Ребёнок – коррекционный педагог - родители и только в этом случаи мы добьёмся положительного результата.
Работу по развитию эмоций у детей через театрализованную игру необходимо начинать с диагностики с первого году обучения. Определи цель: Формировать эмоционально – волевую сферу у детей с проблемами интеллектуального развития через театрализованную деятельность.
И поставили задачи:
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, а далее воображение);
- развить эмоционально-волевую сферу;
- развить пластичность, и координацию движений;
- воспитывать умение работать в подгруппе и группе сверстников;
- воспитывать умение выражать свои чувства мимикой и движениями.
В работе по развитию эмоций у детей через театрализованную деятельность мы опирались на следующие принципы:
- принцип наглядности.
- принцип доступности.
- принцип усвоения знаний, умений и навыков.
- принцип целенаправленности;
- принцип совместных действий.
- принцип систематичности и последовательности.
- принцип целостности единства и воспитательного процесса.
Для проведения игры в театр в группе создали необходимые условия для обучения игре в театр.
1. Знакомство с театром как видом деятельности;
2. Пополнения знаний детей с программными произведениями Сутеева, Носова, чтение сказок доступных пониманию детей;
3. Подобрали литературу и иллюстрации в книжном уголке согласно развитию ребёнка;
4. Создали зону действия;
5. Сшили костюмы, изготовили декорации, подобрали игровой материал, (атрибуты).
Затем учитель - дефектолог составил индивидуальную программу для каждого ребёнка и дал рекомендации воспитателю. Работа планировалась с учетом программных требований доступности материала. По итогам обследования было выявлено, что работу по развитию эмоций надо начинать с рассматривание картинок на эмоциональность, иллюстраций, просмотр видео записей сказок, спектаклей. Обыгрывание простых упражнений на мимику: «покажи весёлого мальчика, грустного мальчика, сердитого… и т. д.», упражнения на изображения повадок животного: «покажи: как прыгает зайка, как ходит мишка, как бежит лисичка и т. д.». Проводились игры малой подвижности с изображением героев: волка, медведя, лисы, птичек, цыплят и т. д. Затем обыгрывались потешки, короткие стишки из цикла А. Барто «Игрушки», во время занятий проводились физкультминутки. Далее инсценировали простейшие сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и т. д.
После каждого просмотра инсценировок, спектаклей, воспитателю необходимо выявить на каком уровне было внимание ребёнка, какие эмоции были присуще детям : не всегда можно говорить о положительных эмоциях после просмотра какой - либо постановки. В силу своего развития дети с ОВЗ неспособны длительное время сосредотачиваться на объекте, а тем более на действие объекта. Можно часто наблюдать, как весёлые глаза ребёнка, его улыбка может превратиться в плачь или крик и не желание продолжать просмотр спектакля. Вот почему необходимо рассматривать эмоции ребёнка не только как положительно, но с преобладанием гнева, грусти, плача, и даже крика. Таким образом, в театрализованной деятельности необходимо учитывать подбор материала, для просмотра строго учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка динамику развития всех его психических способностей.
Научные исследования показывают, что: «20 % успехов в социальной и личной сферах в жизни определяет IQ - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека, остальные 80% зависят от уровня развития эмоционального интеллекта». (Молдавская О. Е. статья «Зачем развивать у ребёнка интеллект») .