Галия Курмакаева
Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. В младшем возрасте я опиралась на психологические особенности детей. Дети в процессе своих действий думают о той цели, к которой стремятся, а не о средствах достижения. (Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути, ребёнок думает об игрушке, а не о правах и переживаниях другого). Чтобы помочь ребёнку осознать моральную сторону своих действий оформила уголок театрализованной деятельности. Разыгрывала перед детьми сценки в которых воспроизводились отрицательные действия ребёнка. Участники сценок разные игрушки (куклы, мишки, зайцы). Участники конфликта, как правило узнают ситуацию. При этом они получали возможность увидеть себя “со стороны”. Это побуждало ребёнка самого внутренне определиться, нравится он себе в таком виде или нет. Продолжая опираться на психологическую особенность предлагала детям вообразить себя кем-то другим, т. е. ребёнок оценивал ситуацию не только со своей точки зрения, но и точки зрения этого “другого”. Он понимал, кто страдает от его действий. Использовала в работе игры-инсценировки : “Кукла Катя пошла в гости”, чтение художественной литературы, путешествие в сказку. О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник. Не подлежит сомнению то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога. Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т. е. практика собственной театральной деятельности, способствуют формированию у детей осознанного применения средств образной выразительности (интонации, мимики, позы, жестов, пантомимики, умению перевоплощаться, соединять речь с движением, вести диалог по ролям и т. д. Театрализованная деятельность благоприятствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, воспитывает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Более того, театральная деятельность имеет психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядиться. Театрализованная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, формированию доброжелательного отношения к ровесникам, исправлению поведения ребенка; повышает его уверенности в себя, помогает испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Есть дети как с высоким уровнем развития эмоций так со средним и низким. Большее количество детей это дети с низким уровнем и здесь преобладает больший процент мальчиков. Мною были проведены следующие методы исследования: методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок, методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма, методика «Рисунок семьи» и опросник «Родительское отношение к ребенку». В результате изучения влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста было выявлено, что для ребенка, пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.
Другая проблема, с которой я столкнулась – дети испытывали трудности в общении, страдали излишней тревожностью. Поставила перед собой цель, обеспечить психологический климат для каждого ребёнка. Оформила “Уголок настроения”. Если ребёнок начал свой день с выбора серого цвета, предлагала ребёнку театрализованную деятельность или нарисовать какой-то рисунок в “Альбоме настроения”, т. е. ребёнку предоставлялась возможность для самовыражения. А так же провела цикл занятий “Мое настроение”. Благодаря чему у детей снизилась тревожность, дети стали более общительны, контактны со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте продолжала наблюдать за эмоциональным состоянием детей, дифференцировала для себя программный материал.
Т. е в старшем дошкольном возрасте продолжала работу по психо-эмоциональному состоянию детей. Старалась поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничества, стремилась, чтобы они играли не только с теми, с кем дружат или кто им нравится, а со всеми детьми.
С детьми проводила беседы по содержанию художественных произведений, театрализованная деятельность с кукольными персонажами, игры на сотрудничество.
Во время недели психологии для родителей организовывала выставки детских работ. Из рисунков делала выводы: каковы взаимоотношения в семье, выделяется ли кто из членов семьи. Приятно было отмечать многие из детей в портрет включали бабушек.
Методы исследования позволили выявить дошкольников как с высоким уровнем эмоциональности, так со средним и низким. Исследования показали, что решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, т. е. определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому оказывает семья с ее своеобразным психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов). В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу. Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Но в то же время можно отметить, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов, потребностей и т. д. могут вызвать отрицательные переживания у детей и тем самым повлияют на эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, одни из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными.