Боровкова Елена Васильевна
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через организацию художественно — творческой деятельности «Подарки для мамы и папы»
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО указывается, что основная задача организации образовательного процесса в ДОО – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому, проблема эмоциональных нарушений и своевременной её профилактики и коррекции является весьма актуальной.
К эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте относят :
Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через организацию художественно — творческой деятельности „Подарки для мамы и папы“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• отсутствие эмоциональной децентрации – ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений;
• отсутствие эмоциональной сингонии – ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного;
• отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции – ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
В дошкольном детстве развиваются все стороны психики ребёнка, формируется основа его личности и индикатором направленности личности являются эмоции ребёнка. Они указывают, насколько благополучно формируется то, что К. Д. Ушинский назвал «строем человеческой души».
Эмоции оказывают влияние на все стороны развития личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность. Поэтому, гармоничное развитие эмоциональной сферы ребенка является залогом его здорового психического развития в целом.
Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. На ранних этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый закладывает мощный фундамент для становления нравственных чувств ребёнка.
В раннем дошкольном возрасте ребенок испытывает радость от желаемого результата, повзрослев, он радуется потому, что может этот результат получить. Ребёнок выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, папа, когда он делает им подарки, отказываясь от привлекательной игры. Формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств через интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть их для себя. Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлениями новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимодействий подводят к выводу, что родители должны удовлетворять не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные, обеспечивать поддержку активного, инициативного отношения к миру. Ребёнок нуждается в доброжелательном внимании взрослого, в эмоциональном взаимодействии с взрослым. Ребёнок испытывает потребность в получении положительных эмоций от взрослого, потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемое в контакте с взрослым. Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.
Таким образом, особенности эмоционального развития в старшем возрасте заключаются в следующем:
• ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
• изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
• формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические;
• появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности;
• дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.
Основную роль в развитии чувств ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения.
Такой практической деятельностью является, например изготовление подарков для родителей к празднику.
Воспитатель, организовывает с детьми такую деятельность главным образом для того, чтобы помочь детям и их родителям установить эмоциональные контакты друг с другом. Эти контакты, ориентированные на положительное подкрепление и развитие у детей эмоциональной сферы, являются основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых.
Эта деятельность требует от ребёнка положительного эмоционального настроя на конечный результат. У него есть желание порадовать родителей, стремление к похвале, поощрению с их стороны.
В ходе организованной деятельности у ребёнка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов такой деятельности, предвидеть реакцию родных на его подарок. Чтобы получить результат такой, как показал педагог, ребёнок стремится освоить алгоритм изготовления подарка, старается овладеть необходимыми навыками для выполнения работы. А это в свою очередь заставляет ребёнка сосредотачиваться, запоминать алгоритм, доводить дело до конца. В процессе деятельности ребёнка развиваются его познавательные интересы, моторные навыки, произвольное поведение и эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции. Интенсивно развиваются высшие чувства : нравственные, эстетические, познавательные, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка. Развитие возможности управлять своим поведением, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе.